Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Уходящая натура.

Поддержка государством малого и среднего бизнеса, о которой чиновники различного ранга продолжают говорить с самых разных трибун, продолжается. В последнее время для предпринимателей приготовлено немало подарков. Однако, как гласит старинная мудрость: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Среди подарков, подготовленных министерствами и ведомствами немало таких, которые могут для многих предпринимателей стать роковыми.

Например, у Минэкономразвития для малого и среднего бизнеса есть новый вид проверки  — инспекционный визит. Он, по задумке чиновников из Минэка предполагает, что контролер сможет прийти внезапно и увидеть, как всё работает на самом деле. При этом легкие внеплановые проверки предлагается проводить без разрешения Генпрокуратуры.

Замминистра экономического развития Савва Шипов с восторгом поведал прессе, какой это замечательный вид проверок: «Инспектор может приехать на объект и, пройдя по помещениям, сделать вывод, что обязательные требования, например противопожарной безопасности, выполняются, запасные выходы открываются».

В начале 2000-х работал я в маленькой редакции частного издания, располагавшейся в небольшом флигельке старой городской московской усадьбы. Там, занимая в основном по комнате, расположились, по-моему, пять мелких фирмочек. И вот в один прекрасный день к нам пришёл, можно сказать, с визитом представитель пожарного надзора. Он не стал проходить по помещениям, проверяя выполнение требований пожарной безопасности (одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что они здесь не выполняются от слова вообще). Он не стал утруждать себя поисками отсутствовавшего запасного выхода. Он просто собрал в коридоре представителей всех пяти арендаторов и предложил каждому дать ему по сумме, равной 100 долларам США, что и было немедленно сделано. После этого он достал пять бланков акта проверки, где всё уже было заполнено, вписал в каждый название проверяемой фирмы и отдал каждому представителю фирмы его документ. На этом визит завершился.

Не буду утверждать, что все «визиты», которых может быть сколько угодно и которые не нужно будет ни с кем согласовывать, окажутся аналогичны описанному. Но кто может поручиться, что таковых не будет? Или хотя бы, что их количество будет невелико?

Между тем в последнем докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова отмечался значительный рост числа штрафов и их сумм, несмотря на официальное снижение числа проверок. Правда, пришедшие им на смену «рейды», «контрольные закупки» и возбуждение дел по КоАП не фиксируются государственной статистикой и не учитываются при оценке делового климата. Вот и «визиты», которые не надо ни с кем согласовывать, статистику, судя по всему, портить не будут. В отличие от делового климата. Но кого в министерствах и ведомствах всерьёз волнует последнее обстоятельство?

А вместе с внедрением «визитов» Минэкономразвития выступает с ещё одной интересной инициативой – изменить систему штрафов для бизнеса: их размер за конкретное нарушение не должен быть одинаковым для всех. Сразу возникает вопрос: по каким, исключительно чётким, критериям будет определяться размер штрафа для каждого конкретного бизнеса? Или у каждого конкретного чиновника, как на боевых самолётах, будет своя система: «свой» - « чужой»?

Правительство по-прежнему продолжает обещать проведение реформы контрольно-надзорной деятельности, которая должна поддержать бизнес. Поскольку пока идёт речь об утрате федеральными службами нормотворческой функции, ряд этих служб загодя начал наступление на этом фронте. Так Роспотребнадзор стремится усилить своё влияние и давление на бизнес, предлагая серьёзные поправки в КоАП. Так в начале июня ведомство предложило увеличить срок давности по административным делам о нарушениях при уведомлении о начале предпринимательской деятельности с трех месяцев до трех лет. Абсурд? Чиновников Роскомнадзора это не смущает.

Через неделю после первого предложения последовало второе: повысить штрафы по «антисанитарным» статьям. Размеры штрафов, видите ли, не изменялись более 12 лет, «являются недостаточными» и «не отвечают целям… по предупреждению совершения новых правонарушений».

Ссылаясь на то, что в США штрафы за санитарные нарушения достигают 1 миллиона долларов, а в Великобритании — 400 тысяч фунтов, чиновники Роскомнадзора предлагают повышение штрафов по базовой статье для граждан в три раза, для ИП – в десять раз и для юридических лиц в полтора раза. Кроме того предлагается ужесточить санкции за повторные нарушения по уточняющим статьям: нарушения при проведении профилактических медицинских мероприятий и производственного контроля, нарушения санитарных требований к зданиям и транспорту, при организации водоснабжения и общественного питания. При этом самые жесткие санкции предложены для общепита: судя по всему, пищевое отравление в кафе, не подпадающее под определение статьи УК (то есть весьма сомнительное отравление) может обернуться очень крупным штрафом. Как утверждает газета «Коммерсантъ», для физического лица он составит до 30 тысяч рублей, для должностного лица — до 60 тысяч, для индивидуального предпринимателя — до 80 тысяч и, наконец, для юридического лица — до 200 тысяч.

В связи с этим хочется вспомнить не так давно опубликованную на нашем сайте историю московского предпринимателя Софьи Стержантовой, чьё кафе, работавшее много лет, в одночасье снесли, заявив, что на этом месте по плану благоустройства района должна стоять лавочка. Уважаемая Софья, если предложения Роскомнадзора станут частью КоАП, то действия управы вашего района можно считать чуть ли не благодеянием: они мгновенно снесли ваше кафе, не мучая Вас штрафами, не уничтожая ваш бизнес медленно и сладострастно. И теперь Вы сможете спокойно сидеть на пресловутой лавочке, пока другие чиновники долго и мучительно будут уничтожать другие бизнесы.

Между тем не отстаёт от других ведомств в стремлении получить с предпринимателей побольше денег и Минфин. В самом конце июня Госдумой были одобрены во втором чтении поправки в закон о федеральном бюджете на 2019 год, согласно которым план по сбору в федеральную казну НДС, налога на прибыль и штрафов повышен на 302 миллиарда рублей. Как признаётся Минфин, предложивший эти поправки, дополнительные средства должны компенсировать недобор налогов с сырьевого сектора экономики и очередной срыв плана по дивидендам от госкорпораций.

Дело в том, что план по нефтегазовым налогам в этом году снижен на 58,7 млрд рублей. Очень плохо обстоят дела и с получением дивидендов от госкорпораций - их поступит на 25% меньше, чем ожидалось.

И вот план по сбору НДС для Федеральной налоговой службы повышен на 129,6 млрд рублей, налога на прибыль организаций - на 165,5 млрд рублей. На 11,6%, до 67,8 млрд рублей увеличен план по сбору «штрафов, санкций и возмещений ущерба» государству. На 1,9 млрд рублей увеличен план по штрафам за превышение массы большегрузных автомобилей. На 565,9 млн рублей повышен план по сбору штрафов за нарушение валютного законодательства. Наконец, 424,7 млн рублей дополнительно предлагается собрать в виде штрафов в сфере гособоронзаказа.

Как вы думаете, уважаемые читатели, с кого наиболее активно будут вытрясать дополнительные деньги? Лично я считаю, что с тех, о ком министр Финансов Силуанов публично сказал: «Большую часть предпринимателей мы, скажем так, развратили».

Конечно, министра можно утешить: «развращённых» предпринимателей становится всё меньше. Так исследование Альфа-банка показало, что с 2014 по 2018 год доля среднего класса в нашем обществе сократилась с 37 до 30%. Учтём при этом очень аргументированное мнение декана социологического факультета НИУ ВШЭ Александра Чепуренко (беседа с ним была около полугода назад опубликована на нашем сайте), что львиную долю среднего класса в России составляют чиновники и силовики. Ясно, что основная убыль пришлась отнюдь не на них. Это малые и средние предприниматели беднеют и опускаются ниже уровня среднего класса.

И при такой поддержке государством малый и средний бизнес, который вопреки заявлениям министра Силуанова просит не преференций, а чтобы его оставили в покое, должен исчезнуть. Конечно, не совсем, но большей частью. Или уйти в тень. Так сказать, исчезающая натура.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости