Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Володин Владимир Борисович

Сидеть! Бояться!

Отечественные СМИ перевозбудились от сенсационной новости: Минэкономразвития предлагает ввести наказание за незаконное возбуждение уголовного дела и за незаконные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на исключение возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования» был опубликован на сайте ведомства во вторник. Предложения по нему предлагается вносить со спринтерской скоростью - до 1 октября.

Документ предлагает ввести в УК РФ статьи 299.1 «Незаконное возбуждение уголовного дела» и статьи 299.2. «Незаконные оперативно-розыскные мероприятия, незаконные следственные действия».
Первой предусмотрено наказание от штрафа в 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет – за деяние, совершенное из корыстной или личной заинтересованности и повлекшее тяжкие последствия. У второй статьи минимальное наказание – 200 тысяч рублей, максимальное – лишение свободы также до пяти лет.

Еще одна статья уточняет ответственность для силовиков, которые занимаются делами в отношении предпринимателей. Статья 169.1 «Вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица» посвящена вмешательству посредством незаконных оперативно-розыскных мероприятий, заведомо незаконных следственных действий и заведомо незаконного возбуждения уголовного дела. Наказание за подобные действия – от штрафа в 250–500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до трех лет. Если предпринимателю был причинен крупный ущерб, то второй пункт статьи предусматривает лишение свободы до пяти лет.

Увы, никто из людей, хорошо разбирающихся в ситуации, не закричал ура. Практически все эксперты сошлись во мнении, что в Уголовном кодексе уже есть нормы, которые можно применить к силовикам-нарушителям. Только вот они почему-то не применяются (Вы не знаете, почему, уважаемые господа?).

Представители ведомства, готовившего документ, сами сознаются, что не в состоянии проводить параллель между возникновением хозяйственного спора и вниманием оперативников и следователей к бизнесу. Чего же они в таком случае хотят? А хотят они, поскольку проблема существует, ввести наказание для силовиков, которое могло бы удержать их от участия в незаконном давлении. Свежо предание, конечно, да верится, как всегда, с трудом.

За десять лет по экономическим статьям в стране были осуждены 3 миллиона человек. Сейчас в местах лишения свободы находятся 13 тысяч бизнесменов, а еще 120 тысяч ограничены в правах - следственные действия в отношении них либо не завершены, либо они имеют непогашенную судимость. Представьте себе, какие деньги на этом заработаны. Что там штраф в 300 тысяч рублей, когда «нужным» людям заносят миллионы долларов, а дела по предлагаемым статьям, как и по аналогичным существующим, будут вести друзья – коллеги.

Правда, в предложенном законопроекте есть и явно положительные моменты. «Предложение, что дела по экономическим преступлениям могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего, имеет принципиальное значение, - уверен президент «Деловой России» Александр Галушка. - Эта мера может кардинальным образом сократить количество неоправданно возбуждаемых уголовных дел и снизить давление на предпринимателей». Вот только зачастую доказать, что дело возбуждается по чьему-то злому умыслу, невозможно – это уже мнение вице-президента «ОПОРы России» Владислава Корочкина: «Потерпевшей стороной может быть и государство. Всегда есть уполномоченный орган, который может написать такое заявление».

Законопроект содержит еще одну норму, которая действительно может облегчить жизнь предпринимателям, – это требование возвращать владельцам электронные носители через 10 дней после их изъятия, а также введение возможности копирования информации для ее владельцев, если вернуть носители нельзя.

Все понимают, что на компьютерах содержится информация, без которой деятельность компании трудно продолжить, – это бухгалтерия, базы данных, базы контрагентов с указанием их банковских реквизитов. В бумажном виде хранятся только договоры. Поскольку оперативники приходят внезапно, предприниматель может не успеть скопировать информацию с компьютеров. Тогда, чтобы разорить его, никакой суд может уже не понадобиться: нужно просто подольше не отдавать обратно электронные носители.

Но это все – полумеры. Реально решить проблему давления на участников хозяйственных споров посредством уголовного преследования могло бы только одно – независимые и честные суды. Вы помните реплику судьи, выносившей приговор предпринимателю Алексею Козлову: заплатил - не значит не украл? Что вы хотите доказать этим судам и этим судьям? Да и судьба самого законопроекта не выглядит очень уж радужной. Вряд ли этот законопроект пройдет, особенно в таком виде, — уверены независимые юристы. В стране вообще и в Госдуме в частности существует мощное силовое лобби, а силовики явно не пожелают расставаться с полномочиями, позволяющими безнаказанно наезжать на бизнес.

К сожалению, для такого мнения есть все основания. Так председатель НП «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, человек на себе испытавший, что такое стремление силовой структуры по каким-то причинам обрушить тот или иной бизнес, опубликовала в «Ведомостях» статью о другой законодательной инициативе.

На прошлой неделе в Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав граждан, пострадавших от преступлений» где предлагается следующее:
1) первое предложение части пятой статьи 73 дополнить словами: «возместить причиненный преступлением вред в размере, определенном решением суда»;
2) часть первую статьи 74 после слов «свое исправление» дополнить словами: «возместил причиненный преступлением вред в размере, определенном решением суда (полностью либо более половины подлежащей к выплате суммы)».

Будем честными: принятие такого закона может настолько повысить привлекательность наездов на предпринимателей со стороны правоохранительных органов или крышуемого ими бизнеса, что Минэкономразвития не исправит ситуацию никакими своими предложениями.

«Знаю случай, - пишет Яковлева, - когда целую семью (дочь, отца и зятя) посадили на пять лет за то, что они, по мнению суда, похитили торговую наценку на товар. Наценка, т. е. прибыль, была ими похищена у самих себя. С этой похищенной прибыли (около 5 млн руб.) заплачены все налоги, но тем не менее люди сидят уже около трех лет. Надеются они только на УДО, но если такой закон будет принят, то можно только догадываться, как они смогут возместить ущерб, т. е. отдать прибыль. И кому?».

Автор этих строк, и я думаю, не он один, знает случай, когда два человека были осуждены за хищение у самих себя нефти на миллиарды рублей. Уж для них такой закон будет в самый раз, чтоб не мечтали о свободе.

И самое печальное: этот законопроект имеет куда большие шансы стать полноценным законом, чем робкие предложения Минэкономразвития. Нашим предпринимателям, как побитой собаке, в очередной раз скомандуют: «Сидеть! Бояться!». И подкрепят это рассуждениями о поддержке отечественного бизнеса: чтобы надежда умирала не просто последней, но и помедленнее.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости