Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Литвак Евгений Геннадьевич

22 способа для государства облегчить жизнь бизнеса. «Ведомости»

Первые четыре проекта «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестклимата» в России стартовали вчера на открытии Красноярского экономического форума (КЭФ). Новенькая инициатива повлияет и на способ оценки работы чиновников — к ним применят KPI

Сформулировать и воплотить «Национальную предпринимательскую инициативу» (НПИ) предложил премьер-министр Владимир Путин в декабре прошлого года на форуме «Деловой России». Целью инициативы является улучшение инвестиционного климата и формирование конкурентоспособных условий для ведения бизнеса в регионах России.

Всего в НПИ предусмотрено 22 проекта, которые будут обсуждаться в течение года блоками по нескольку проектов. Предполагается, что к концу 2012 г. будут разработаны меры по повышению доступности финансовых ресурсов, сняты инфраструктурные ограничения, улучшится инвестиционный климат в регионах, совершенствуются разрешительные и контрольно-надзорные процедуры, а также системы налогового и таможенного регулирования, системы защиты прав инвесторов и общественного контроля.

Первые штрихи

В первый день работы КЭФ состоялось четыре круглых стола по первым четырем проектам НПИ в области таможенного регулирования, повышения доступности энергетической инфраструктуры, поддержки экспорта, упрощения процедур получения разрешений на строительство.

Пока обсуждение «дорожных карт» по проектам только началось. Но в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) утверждают, что, к примеру, в результате упрощения процедур получения разрешения на строительство число самих процедур сократится с 51 до 7, а срок для получения всех согласований — с сегодняшних 423 дней до 35. Не менее радикальные изменения, судя по настрою участников дискуссий, произойдут и в других сферах.

После КЭФ обсуждение проекта перейдет в рабочие группы. Андрей Никитин, генеральный директор АСИ, говорит, что главное — чтобы в результате бизнесмены и чиновники описали желаемые цели и возможности на одном языке. Зачастую предприниматели, сталкиваясь с работой тех или иных ведомств, констатируют, что все плохо, но, не зная внутренних процессов, никаких улучшений предложить не могут. На любые их предложения чиновник тут же находит инструкцию, подтверждающую правильность его действий.

В первый блок попали проекты по повышению доступности энергетической инфраструктуры, поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта, совершенствование таможенного администрирования и упрощение процедур получения разрешения на строительство. «В начале списка — инициативы, работы по которым наиболее понятны и уже не раз обсуждались», — поясняет логику графика Никитин.

В АСИ говорят, что через год будет прописано, какое количество процедур и согласований должно быть по той или иной деятельности и какое количество дней это должно занимать. Если в «дорожной карте» будет прописан срок три дня, то чиновники будут обязаны его соблюдать. В «дорожной карте» также будет описано, каким образом чиновнику этого добиться, он может пойти своим путем, но результат должен сохраниться неизменным, уточняет эксперт.

«Никаких отговорок это невозможно” от чиновников приниматься не будет. Если где-то в мире возможно, то нет никаких объективных причин, почему невозможно в нашей стране», — категоричен Никитин.

Логика улучшений

«Изменилась логика разработки улучшений. Прежде чем что-либо внедрять сверху, мы сначала вместе с бизнесом проработаем и опишем желаемое состояние системы по каждому из 22 проектов. Затем по каждой задаче будет разработана дорожная карта” — расписаны действия для чиновников, как им добиться прописанных результатов», — рассказывает Никитин.

В марте будут готовы «дорожная карта» по первым проектам и реальное описание KPI (показатели эффективности), поясняет ход работ Никитин. Если разработки будут одобрены председателем правительства, то это выльется уже в конкретные поручения, которые ведомства и чиновники должны будут выполнять, подчеркивает он.

«Основная проблема — разобраться в десятках федеральных и региональных программ, институтах развития, фондах и согласующих структурах. И как раз для меня стандарт — это четко прописанные правила игры для инвесторов и всех инициаторов бизнес-проектов: когда каждый понимает, какие возможности этот регион готов тебе предоставить, как будет рассматриваться проект, куда нужно прийти, сколько уйдет времени на подбор площадки, на согласования. И главное — через сколько времени уже появится действующий бизнес», — говорит Максим Годовых, руководитель «Инфраструктурного хаба малого и среднего бизнеса Свердловской области».

«Перечень и содержание проектов не вызывают вопросов. Но подобные инициативы обсуждались на уровне федеральной власти неоднократно на протяжении многих лет, были попытки их реализации — правда, без каких-то ощутимых результатов. Так что будет ли это действительно реализовано и в какой мере, сложно предсказать, — выражает сомнения Евгений Литвак, генеральный директор НИСИПП. — Важное отличие в том, что проект будет осуществляться на неправительственной площадке — в АСИ — публично и с привлечением всех заинтересованных сторон. Это повышает шансы на успех».

«Все просто: процесс реализации этого проекта будет максимально открытым и публичным. Так что вариантов замотать его не будет», — успокаивает скептиков Никитин.

Чиновников оценят по KPI

Достижение прописанных в «дорожной карте» результатов войдет в основу системы KPI, которую будет формировать Минэкономразвития. Идея внедрения KPI для оценки работы министерств и ведомств прозвучала из уст того же Путина на заседании АСИ в начале февраля. Тогда же Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, предложила четыре «измеримых и объективных» критерия для оценки инвестклимата в регионах: прирост частных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций, прирост производительности труда (важно облагораживание рабочих мест), прирост оборота малых и средних компаний (важно, чтобы динамика роста инвестиций была сделана не на 1-2 крупных проектах).

«Самое главное в этой истории — то, что мы переходим от процесса к результату. Пусть даже какие-то KPI будут неполными и не заработают сразу», — подчеркивает Никитин.

«Идея с KPI правильная. Чиновник, начиная работу, должен знать, каких результатов от него ждут. Главное — чтобы результаты были понятными и конкретными и не ограничивались подсчетом подписанных чиновником распоряжений. Это явно потребует и серьезных изменений мышления самих чиновников. Они привыкли жить совсем по другой системе», — рассуждает Литвак.

«Действительно, опасность всегда заключается в желании отчитаться числом бумаг, — соглашается Годовых. — Другая опасность — что нормативных документов по реализации инвестстандарта опять появится так много, что ни один нормальный предприниматель не сможет с ними разобраться».

Литвак полагает, что внедрение системы KPI потребует и изменений в системе мотивации для чиновников: четкого понимания, что изменится для тех, кто KPI не выполнит, и что — для успешных. «В бизнесе это решается системой бонусов, но для государственных служащих должны быть свои механизмы мотивации», — считает эксперт.

«Мы анализируем сейчас международный опыт оценки эффективности чиновников, — говорит Борис Титов, председатель Деловой России”. — В каких-то странах он более успешный, в каких-то не очень. Но такие KPI нужны. И это должна быть сложная система, простым решением здесь не обойдешься. Каждый чиновник должен понимать, что результаты его труда зависят от KРI. И очень важно, чтобы эти результаты были выражены как в твердых математических цифровых показателях, так и в форме соцопросов потребителей услуг».

«Плохо, что все показатели и оценки приводят только к наказанию тех, кто не выполнил поставленных задач. Но абсолютно не проработана система поощрения чиновников. А ведь это и есть основная причина коррупции, — считает Годовых. — Если у нас получается закрепить в стандартах обязательства регионов перед инвесторами, почему нельзя закрепить какие-то обязательства перед сотрудниками органов власти? Если человек обеспечил в этом году реализацию, к примеру, 100 бизнес-проектов, он гарантированно в следующем году становится руководителем, министром или кем-то еще. Вот тогда мы наконец увидим мотивацию конкретного специалиста, который должен исполнять положения стандарта».

Эта публикация основана на статье ««Дорожные карты» в светлое будущее» из газеты «Ведомости» от 17.02.2012, №29 (3043)
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости