Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления
 

Никитченко Анна Александровна

Анна Никитченко, руководитель проектов АНО НИСИПП, заместитель генерального директора компании O2Consulting Алексей Никитченко, вице-президент АНО НИСИПП, Генеральный директор компании O2Consulting. Бизнесу необходимы цель и стратегия. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с Анной и Алексеем Никитченко о том, что необходимо для развития малого и среднего бизнеса в России.

- Итак, беда малого и среднего бизнеса в нашей стране, по Вашему мнению, в отсутствии правильных стратегических задач.

- Алексей: Наше видение – малому и среднему бизнесу в России надо ставить стратегическую задачу по созданию возможностей, привлечению инвестиций. И создавать условия именно для привлечения инвестиций.
Но привлечь инвестиции во все сектора невозможно. Проводя исследования в различных отраслевых разрезах как в рамках ретроспективы, так и делая прогноз на перспективу, выявляется, где у нас бизнес растёт и где есть потенциал. И, конечно, в текущей экономической ситуации таких секторов немного. Но они есть.
В начале 2000-х растущих секторов было намного больше. У нас многие привыкли говорить: «не мешайте нам, и всё само собой вырастет». Конечно, бизнес будет расти, если мешать будут меньше, но уже не так, как в 2000-х. Сейчас другая внешняя среда, и, если нужен опережающий рост, то недостаточно того, чтобы государство просто не мешало.

- Анна: Сейчас нет тех факторов, которые обеспечивали рост бизнеса в 90-е и в 2000-е годы. И это прекрасно, когда государство, разумно подходя к делу, помогает. И главное, по-моему, в разумном подходе – это правильно поставить цель, которая была бы абсолютно понятна бизнесу, и выделить те отрасли, которые необходимо целенаправленно развивать. И в данном случае речь должна идти о тех отраслях, которые состоят в основном из малого и среднего бизнеса, например, о туризме.

- Это понятно. Но вот целый ряд известных экспертов с завидной регулярностью называют еще одно необходимое условие: не менять постоянно правила игры. А их, увы, меняют всё время. Попробуют увеличить страховые взносы – получается ужасно. Тогда пробуют заменить индивидуальных предпринимателей другими формами регистрации предпринимательской деятельности. Если и эта инициатива выйдет боком, уверен, придумают что-нибудь ещё.

- Анна: Я с вами полностью согласна, но, когда будет ясная и понятная цель, к которой мы стремимся, все эти трудности будут вполне преодолимы. Когда предприниматели знают, чего они могут достичь, видят действительно привлекательные возможности, не так важно становится, что налоги изменились на несколько пунктов.

- Алексей: Мы тоже видим, как отдельные предприниматели и общественные предпринимательские организации возмущаются тем, что постоянно нарушаются правила игры. Причём сегодня, скажу честно, противно смотреть, как на это реагируют не чиновники, а именно предпринимательское сообщество. И негативные эмоции вызывает, прежде всего, то, что все барахтаются в таком мелководье повседневности, бытовухи. Такое впечатление, что муж с женой спорят на тему: ты помыл кастрюлю или не помыл.

- Анна: Это тот случай, когда семье тесно, но спор идёт не о том, как поменять квартиру на большую, лучшую, а о том, как переставить мебель. И, на наш взгляд, проблема в стратегическом подходе государства. И мы испытываем разочарование от той стратегии, которую видим сегодня. На заседании Госсовета Владимир Путин очень правильно, на мой взгляд, поставил вопрос, выявил приоритеты. И мы ожидали, что, как в Советском Союзе или других успешно развивающихся странах будут поставлены великие цели. Но сейчас всё выливается не в стратегическое планирование, а в какие-то частные задачи.

- Если говорить о стратегиях, то была разработана Стратегия-2020.

- Анна: Она не была принята. Документ был подготовлен, в нем было много интересных мыслей, но, на наш взгляд, проблема Стратегии-2020 заключалась в том, что единого образа России в 2020-м году сформировано не было.
Там были выделены отрасли, и по каждой из них были поставлены задачи. Но когда выделяется очень много приоритетов, по всем отраслям и сферам экономики, общей картины не получается.

- Я беседовал с одним из экспертов, работавших над Стратегией-2020. На её авторов очень сильное давление оказывали профильные ведомства.

- Алексей: Надо было бороться по каждому принципиальному вопросу.

- Анна: Когда мы занимаемся составлением программ на региональном уровне, мы тоже боремся с чиновниками – это неотъемлемая часть работы. К этому надо быть готовым. И необходимо всё согласовывать, выделяя самые главные цели.
Стратегия-2020 так и не была принята, но сейчас ведь уже разрабатывается Стратегия-2030. И, насколько мы понимаем, главный посыл этой стратегии – формулирование того образа будущего, к которому мы стремимся, выстраивание приоритетов.
Когда образ будущего будет окончательно сформирован, тогда в эту новую стратегию логически впишутся и материалы Стратегии-2020, которые во многом не потеряли свою актуальность.

- Алексей: Если говорить по-простому, то разработчикам Стратегии-2020, а сейчас точно также разработчикам Стратегии МСП2030, на мой взгляд, в какой-то мере не хватает управленческой компетентности. Они отличные экономисты, специалисты по вопросам различных сфер, но они не могут установить правильные КПЭ, сформулировать конечную цель. А когда есть общая цель, тогда и проблемы тех же согласований значительно упрощаются и решаются. В Стратегии-2020 такой цели не было сформулировано. В стратегии МСП 2030 сильной цели тоже нет: сначала она была заявлена, но затем её размыли.

- Со Стратегией-2020, судя по всему, произошло это же: были и общая идея, и цель, но в процессе согласований они оказались размыты.

- Алексей: Скажем прямо: когда люди профессионально занимаются разработкой стратегий, они никогда не допускают размытие цели. Делается это по одной простой причине: если вы размыли цель, считайте, что стратегии нет. Что такое стратегия? Это план – как мы перейдём из точки А в точку Б. А если точка Б отсутствует, то вы никуда не придёте – это очевидно.

- Но, понимаете, вывод из ваших рассуждений прост: нам необходим некий крупный экономический стратег, который может выстроить упомянутую вами программу: с идеей, с целью, с чётким выделением наиболее перспективных направлений. Более того, у него должен быть политический вес, не позволяющий отраслевым чиновникам своими требованиями цель и идею стратегии размыть.

- Анна: Правильно, но у нас получается, что разнообразные специалисты составляют некий набор мнений.

- Алексей: Это и есть отсутствие управленческой компетентности.

- Анна: А необходима компетентность на стратегическом уровне.

- Анна: На наш взгляд, действительно, необходим очень сильный стратег, который может превратить подготовленный документ из сборника полезных советов в описание целевого стратегического решения. И в России, есть руководители и консультанты, которые могут это сделать.

- Алексей: Сейчас, я считаю, таким стратегом, например, мог бы быть – вице-премьер по Дальнему Востоку Юрий Петрович Трутнев. На Дальнем Востоке мы видим пример, по крайней мере на данном этапе, очень правильной организации работы в этом направлении.
И, на самом деле, подход несложный: мы же понимаем текущую ситуацию, в которой находимся (условно говоря, точку А), нам нужно чётко сфокусировать понятие точки Б.
Понимаете, есть пирамида Маслоу, касающаяся людей: мы сначала хотим есть, а потом удовлетворяем другие потребности. Вот и для экономики, условно говоря, есть такая же пирамида.
Если мы хотим развить экономику, то на первом этапе надо, прежде всего, привлекать инвестиции: без инвестирования ничего не будет. И стратегическая цель очень проста: если мы берём стратегию России, то наша цель проста – привлечь триллион долларов частных инвестиций до 2030 года (или до 20 – 25-го). Дальше, когда у вас есть такая простая и понятная цель, вы можете очень четко определить: в какие отрасли, в какие регионы их нужно привлекать, какие должны быть инвесторы и так далее. Это не очень сложно делается. Причём тот, кто разрабатывает стратегию для всей России, должен, на наш взгляд, как разработать её детально, так и сразу же заниматься и отвечать за поиск инвесторов.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин.
 
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости