Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Павлов Дмитрий Вячеславович

Дмитрий Павлов, заместитель генерального директора НИСИПП. Развитием института ОРВ еще заниматься и заниматься. Часть вторая

Мы продолжаем беседовать с Дмитрием Павловым о проблемах введения в России института оценки регулирующего воздействия.

- Дмитрий, давайте поговорим о том, что институт делает в качестве инициативного проекта. Я имею в виду мониторинг.

- Да, это – инициативный проект. Он возник еще в начале 2012 года и начался с разработки методики, на тот момент достаточно простенькой, поскольку изучать на уровне регионов было, в общем-то, нечего. Но за 2012 год мы постепенно провели два раунда мониторинга, а весной этого года проведен и третий раунд. Его результаты и были представлены на международной конференции в ВШЭ.

- А что этот раунд мониторинга показал?

- Цель его проведения – изучение наблюдаемой активности субъектов Российской Федерации по внедрению института оценки регулирующего воздействия и механизма принятия решений.
На выходе мы получаем табличку с перечнем показателей и перечнем регионов, а также с экспертной балльной оценкой по каждому показателю.

- Я с этой табличкой ознакомился, и меня, честно говоря, насторожило то, что довольно много регионов получили итоговый ноль.

- Да, по данным последнего мониторинга, ноль набрали 28 регионов. То есть, в этих регионах нет вообще никакой активности по развитию ОРВ.

- Но это же больше четверти всех регионов.

- Да. Но ведь можно сказать и о том, что по итогам второго раунда мониторинга таких регионов оказалось 43. Их количество сейчас уменьшилось на 15, и это – явный прогресс: уже кто-то начал что-то делать. Но здесь надо сделать уточнение: все это достаточно формально. Регион попадает в перечень активных, если там хоть что-то делается. А это могут быть всего лишь планы развития ОРВ, ничего особенного из себя не представляющие.

- Хорошо. А сколько регионов занимается этой проблематикой серьезно?

- Если так ставить вопрос, нужно определить: что мы понимаем под словом серьезно. Внедрение ОРВ на региональном уровне должно состояться в 2014-м году.

- Но сейчас уже 13-й год – пора готовиться.

- Так то, что сейчас делается, и есть некий пилотный режим для ряда регионов, когда они апробируют у себя процедуру ОРВ: смотрят, что это такое, изучают все аспекты. Лично я определяю их активность следующим образом: активный регион, занимающийся оценкой регулирующего воздействия, - это регион, который непосредственно проводит эту оценку. Разработчики садятся и готовят заключение – отчет об оценке регулирующего воздействия.
Таких регионов у нас по итогам третьего раунда мониторинга оказалось девять. Но напомню: в каких-то регионах оценка регулирующего воздействия проводится в пилотном режиме (например, в Москве), и никакие документы здесь не закрепляют процедуру ОРВ. Тем не менее, в столице по отдельным проектам актов подготовлены серьезные исследования с серьезными заключениями.

- Но при этом в рейтинге Москвы среди лидеров не оказалось.

- Да, в нашем рейтинге Москва оказалась совсем не в лидерах. Но это из-за того, что мы измеряем в своем мониторинге наличие того или иного акта, закрепляющего оценку регулирующего воздействия.

- А почему Москва пошла другим путем?

- Для них это – некий внутренний пилотный проект. И они хотят понять, определить для себя, как лучше выстроить систему оценки регулирующего воздействия в органах власти города, как эта модель должна быть представлена, кто будет уполномочен на проведение ОРВ, кто будет контролировать качество, следить за внедрением, осуществлять методологическую поддержку. И Москва в сегодняшней ситуации смотрит в первую очередь на это.

- Что ж, на самом деле, это разумный подход.

- Да. По большому счету, лучше десять раз подумать, как реализовывать внедрение этого института, чем потом вносить коррективы по ходу дела и говорить о том, что модель не работает.

- В общем, насколько я понимаю, все, что происходит у нас с ОРВ – только начало.

- По большому счету, да – это только начало. И главное – чтобы уже стартовавшие регионы не перешли в этом процессе к формализму.
Необходимо, чтобы они соблюдали основные принципы проведения оценки регулирующего воздействия, чтобы этот институт, сам по себе публичный, таковым и оставался. Все документы по его процедурам должны быть размещены в интернете. В каждом регионе должна быть создана своя площадка, где должны проводиться публичные консультации с заинтересованными сторонами. И результаты этих консультаций тоже должны размещаться в открытом доступе, как и заключения об оценке регулирующего воздействия. В идеале после принятия того или иного акта необходимо оценивать эффективность регулирования, прежде всего, достигло ли оно цели.

- Ну, здесь работать и работать. А со следующего года институт ОРВ для регионов вводится по всей стране в обязательном порядке.

- Что ж, тогда остановимся на проблемах внедрения. Основная проблема – отсутствие у регионов ресурсов на внедрение этого института.

- Нет денег?

- Тут все сложнее. Деньги деньгами, но речь идет и о человеческих ресурсах. Я бы сказал: компетентных человеческих ресурсах, которые должны быть подготовлены.

- А кто их будет готовить?

- Это – вопрос: кто их будет готовить в необходимых количествах. Минэкономразвития предлагает инициативно проводить обучающие выездные тренинги, семинары, где будут обсуждаться вопросы ОРВ. В первую очередь, люди должны понимать, для чего это и как реализуется.
Но есть и проблема отсутствия штатной численности.

- Извините, Дмитрий, но это нонсенс: чиновников у нас, грубо говоря, как собак нерезаных, а тут – не хватает.

- Понимаете, тут такая проблема: все зависит от выстраиваемой модели. По анализу уже имеющегося опыта регионов, можно сказать: те из них, где под ОРВ создается отдельное структурное подразделение, только этой оценкой и занимающееся, проводят оценку регулирующего воздействия намного качественнее, чем регионы, где внедрена децентрализованная модель. При последней часто получается, что сам разработчик нормативного правового акта и должен давать оценку его регулирующего воздействия.
Среди прочих проблем можно назвать непонимание самого института ОРВ руководством регионов. Нет заинтересованности во внедрении.

- Так они не видят, что это им даст.

- Тут настроение такое: пока не сказали, не будем ничего делать: нам это не надо. - А, может быть, им, действительно, ничего не надо по линии ОРВ? Ведь этот институт, как я понимаю, работает как раз в пользу тех, кем они стараются командовать.

- Я с Вами не согласен. В любом случае качество оценки регулирующего воздействия в любом регионе даст только благоприятные моменты. Это может быть связано с повышением инвестиционной привлекательности региона, что означает большие вливания в бюджет. Так что регион в этом заинтересован, и особенно заинтересовано руководство страны, стремящееся привлечь в нашу экономику иностранные инвестиции.

- Но для этого все надо делать по уму, а не для галочки.

- Да, делать нужно по уму. Но, как я говорю, без решения в каждом отдельном регионе конкретных проблем ничего не выйдет.

- Хорошо. Вот внедрим мы в будущем году ОРВ на региональном уровне. Насколько это будет действенно?

- Все будет зависеть от качества внедрения института и качества реализации его в каждом регионе. Если разработчик регулирования ответственно подходит к своему делу, если полномочный орган разрабатывает под ОРВ все соответствующие документы и полностью формализовал процесс, то проблем быть не должно.
А может быть и так: у нас на руках будет отчет, но он ничего нам не скажет о реальной оценке регулирующего воздействия. Поэтому должны быть прописаны некие фильтры, противостоящие проникновению того или иного вредного регулирования.

- То есть надо заранее понимать, что регулирование может быть и вредным.

- Конечно. У нас ведь бывают случаи, когда разработчик представляет некомпетентно составленный документ. На него дается отрицательное заключение, где говориться, что данный акт не нужен, а потому рекомендуется его не принимать.
Но, если на уровне региона не прописано, что делать с таким заключением, что его необходимо учитывать, когда администрация региона принимает окончательное решение, то такой акт в итоге может быть принят. Сейчас, например, в ряде регионов ОРВ носит лишь рекомендательный характер.
Так что нужны заградительные меры. И нужны они не только на региональном, но и на федеральном уровне. Если мы не проработаем все эти нюансы, толку от внедрения ОРВ не будет никакого.

Беседовал Владимир Володин.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости