Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Смирнов Сергей Валериевич

Специальный инвестиционный контракт.

Эксперт НИСИПП Сергей Смирнов о новом механизме промышленной политики

МОСКВА10 Февраля 201621:37 — REGNUM  В связи с активизацией внутренней экономической политики, весьма актуальной в период кризиса, наше государство задалось целью сформировать высокотехнологичную и конкурентоспособную промышленность, которая смогла бы обеспечить переход экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу.

Так, в конце позапрошлого года был принят Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон о промышленной политике), в котором отдельно было предусмотрено создание принципиально нового для Российской федерации механизма стимулирования промышленной политики – специальный инвестиционный контракт (далее - СИК).

В соответствии с Законом о промышленной политике вышло постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 
«О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности», утверждающее порядок заключения СИК и типовую форму СИК для отдельных отраслей промышленности.

Отличие данного инструмента от, допустим, соглашения о государственно-частного партнерства заключается в том, что государство не предоставляет инвестору имущество или финансирование за счет федерального бюджета. Вместо этого государство:

·        Гарантирует инвестору на весь срок действия СИК стабильность и неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на его доходы;

·        Предоставляет гарантии инвестору от неблагоприятных изменений законодательства;

·        Налоговые льготы и преференции;

·        Осуществляет меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами (в случае осуществления мер стимулирования регионального уровня).

Государство же получает, в зависимости от вида СИК:

·        Создание и модернизация промышленного производства;

·        Внедрение наилучших доступных технологий в промышленное производство;

·        Рост и развитие производства промышленной продукции, не имеющей произведенных в РФ аналогов;

·        Развитие внутренней конкуренции;

·        Рост численности занятых.

Учитывая новизну данного института, сроки заключения СИК и специфику каждого субъекта РФ, в регионах необходимо проделать большую работу по принятию и внесению изменений в нормативные правовые акты, которые будут устанавливать порядок заключения и типовые формы СИК для отдельных отраслей промышленности, а также в иные определяющие стратегическое развитие регионов нормативные правовые акты.

Уже существует положительный зарубежный опыт. Например, в Китае, в период с 1991 по 1998 года, при соблюдении своих обязательств государством и инвестором, годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций увеличился более чем в 10 раз, с 4,4 до 45,5 млрд. долл., что дало значительный эффект в развитии определенных сфер промышленности, в том числе:

1)    Энергетика;

2)    Промышленность стройматериалов;

3)    Машиностроение и приборостроение;

4)    Производство оборудования для добычи нефти на морском дне.

 Однако стоит отметить, что внедрение данного инструмента в нашем государстве требует комплексной и четкой проработки всех аспектов, касаемых реального функционирования и достижения поставленных целей, в том числе:

·        Разработка механизма заинтересованности и привлечения в отрасль инвесторов, готовых принять на себя и выполнить обязательства социально-экономического характера;

·        Разработка механизма детальной идентификации привлекаемых в развитие определенного вида промышленности инвесторов;

·        Разработка региональных нормативных правовых актов, регулирующих условия заключения СИК и типовых форм СИК для каждого отдельного вида промышленности таким образом, чтобы в конечном счете можно было сравнить достигнутые результаты с заявленными целями (возможно, через механизм оценки регулирующего воздействия или оценки фактического воздействия).

Таким образом, применяя инструмент-новеллу, держа руку на пульсе и поступательно двигаясь по заданному вектору, уже примерно через 10-15 лет можно будет ожидать видимые улучшения во многих отраслях промышленного производства на территории Российской Федерации.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости