Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Тайчибеков Ермек

Я знаю как сделать, чтобы Казахстан попал в тридцатку богатейших стран мира

Дархан Таменов: Здравствуйте. Вы как-то писали, что нужно делать канал Обь-Средняя Азия. Тогда переправлять грузы по этому каналу. Сейчас из Китая грузы через Хоргос везут фурами. Хоргос-Алматы-Караганда-Астана-Кустанай-Россия. Оказывается есть путь через Караганду. И потом есть тема в Иране - сделать канал Персидский залив - Каспийское море - а там по Волге до Балтики. Похоже что проект Западная Европа-Западный Китай - не очень в тему. Если продолжить Вашу логику, то можно сделать канал из Оби до Индийского океана. Какие есть мысли по поводу маршрута китайских грузов из Китая в Европу? Могу сделать для газеты "Трибуна" кусок Вашей цитаты как эксперта. Еще есть проект канала "Евразия" - Каспий - Черное море. Все таки Вы занимались бизнесом - вопрос логистики Вам знаком.
Ермек Тайчибеков: Здравствуйте. В условиях, когда внутренние цены на ГСМ приближены к мировым, существенную долю в себестоимости поставляемых товаров занимают расходы на логистику. В зависимости от того или иного товара, порой удельный вес на транспортировку составляет от 30 до 90%. Особенно это применимо к Казахстану, к государству с относительно большой территорией и малым размещением населения, то есть потребителей. Самый дорогой транспорт это автомобильный. Отправка по железной дороге почти в два раза дешевле. И самый выгодный это речным и или морским путем. Тогда расходы снижаются в 5 и более раз. В Казахстане мало как автомобильных так и железных путей. Казахстан не имеет выхода к морям и океанам. Аральское и Каспийское море не в счет это внутренние водоемы. И у нас вообще практически нет речного транспорта. Отсюда вывод, статья доходов формирования бюджета страны как транзит на данный момент не представляется реалистичной. Хотя существуют целые страны, которые живут только за счет транзита. Я являюсь упорным сторонником того, что в Казахстане нужно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру. Если мне доведется прийти к власти в Казахстане, я на этом направлении буду делать существенный упор. А теперь касательно предлагаемых Вами маршрутов. 1) Хоргос-Астана-Кустанай-Россия это дорого. Плюс это не автобан. Товар будет достатвляться долго. 2) Канал Персидский залив -- Каспийское море очень преочень выгодный. Но не для Казахстана, а для Ирана. Для нас эта тема идет в обход. 3) А вот с Оби не просто развернуть часть водостока, а прокопать сеть речных каналов внутри Казахстана это будет большим делом. Полезным. Транспортировка товаров заключается не только в арбузах, луке и помидорах как многим кажется. Фрукты и овощи это как раз мизер. Есть транспортировка промышленного оборудования. Некоторые детали занимают по размерам в несколько раз больше чем ширина стандартного автополотна. К примеру когда шло строительство пивоваренного завода в Семипалатинске, то, чтобы привести центрально-конусные танки с Новосибирска, то есть емкости для хранения пива, его руководителю приходилось тянуть к себе через реку Иртыш. И для этого в некоторых местах приходилось взрывать реку, чтобы расширить русло. А авто и жд это даже гипотетически невозможно. Вот и делайте выводы, если завтра в Казахстане будут огромное множество речных каналов, какая манна небесная потечет в бюджет страны за счет перевалки грузов через Казахстан. И это не считая того, что откроются много дополнительных рабочих мест. И это все реально возможно, если в будущем у меня будет власть в Казахстане. Я деньги вместо проведения разных Экспо-2017 и или Олимпиады-2022, куда тратятся почти триллионы тенге, буду налаживать транспортно-логистическую инфраструктуру, чтобы многим было выгодно возить через Казахстан. 


Я знаю как сделать, чтобы Казахстан попал в тридцатку богатейших стран мира / Тайчибеков Ермек


Дархан Таменов: В 2012 году была информация что Иран хочет сделать канал Персидский Залив - Каспий. 600 км. 350 км из них - по существующим рекам. Там получается что из Китая можно товары доставлять по морю до Персидского залива - канал - Каспий - Волга - Балтийское море - Гамбург. Такой маршрут будет короче чем через Суэцкий канал. А это значит что проект автодороги Западная Европа - Западный Китай (который сейчас строится) будет не у дел. Может Казахстану лучше сосредоточиться на водных путях? Канал Каспий-Черное море, канал Перс.Залив-Каспий, канал Обь-Средняя Азия. Зачем нам зарабатывать на международном транзите? Может лучше сделать маршруты для своего экспорта и импорта.
Ермек Тайчибеков: Казахстан занимает 9-ое место в мире по территории. Не зарабатывать баснословные барыши на транзите это большой грех. Каждая страна в первую очередь отстаивает свои интересы, в том числе экономические. У Ирана политика направлена на себя. И они глубоко правы, что продвигают вопрос строительства канала из Персидского залива до Каспийского моря. Теперь касательно вашего вопроса про то, что не нужно зарабатывать на международном транзите, а вместо этого заниматься маршрутами своего экспорта и импорта. Казахстан в мировой табели о рангах по ВВП занимает 45-ое место в мире. 3/4 экспорта это углеводороды. Остальное это металлы. Эти направления уже давно отработаны в части логистики. Построены трубопроводы куда надо. И еще прокладываются. Готовая продукция в виде товаров потребления и или экспорт оборудования занимает микроскопическую часть. Теперь касательно тех же рабочих мест. На трубопроводе особой трудозанятости не создать. А на перевалке грузов и коридора поставок тнп можно значительно больше организовать оплачиваемых рабочих мест. Если бы Казахстан занимал по территории находился на 45-ом месте, а по ВВП на 9-ом, вполне возможно я не так заострял бы внимание на том, что нужно развивать транзитную логистику. Это направление не так развито. А касательно самого экспорта. Вот давайте вернемся в 2005 год, когда был Премьер-министром Казахстана Даниал Ахметов. Он тогда с высоких трибун неоднократно поднимал вопрос, что на экспорте нефти мы зарабатываем 100 у.е. с барреля. Тогда как если нефть пропустить через химию, то тогда 1 баррель будет приносить профит в виде 2 000 у.е. как конечная продукция. Плюс можно создать такое огромное количество высокооплачиваемых рабочих мест, что даже населения Казахстана не хватит. Придется завозить миллионы людей с Центральной Азии, Кавказа и той же Украины. Но почему то его после этих слов по быстрому задвинули. Убрали с поста премьер-министра. Вот прошло уже почти 10 лет. После него больше никто особо не прокачивал эту тему. Большая пища для размышления.

Я знаю как сделать, чтобы Казахстан попал в тридцатку богатейших стран мира / Тайчибеков Ермек

Дархан Таменов: Я раньше работал логистиком. В 2006 году мы делали поставку товаров из Стамбула в Казахстан по маршруту Черное море - Волгодон- Волга - Каспий - Актау. Это был самый дешевый маршрут. Только он был летним. Но все равно мы сэкономили деньги на доставке. Вообще самая дешевая доставка была вагонами. Фурами было дорого и их не использовали. Я узнавал тариф на автоперевозку. От Китай до Европы фура стоит 20,000 долл. Это казахстанская фирма. А российская фирма дает тариф - 38,000 долл. В то же время доставка морем через Суэц - Китай - Гамбург - стоит всего 3,000 долл. за 40-фут. контейнер. Поэтому я предполагаю что поставка товаров из Китая в Европу через Казахстан - автобан Западная Европа - Западный Китай - будет мало пользоваться спросом. Наверно будут возить только очень дорогие товары. К тому же там есть вопрос пропуска через Хоргос. Кто-то на Хоргосе будет делать деньги на транзите китайских товаров в Европу.
Вообще через Суэцкий канал в год пропускают 18000 судов - почти 1 миллиард тонн груза. Это все идет в доход Египта. Но Египет нельзя назвать богатым государством. Хотя Египет делает колоссальные деньги на транзите через Суэц.
Ермек Тайчибеков: Вы все правильно понимаете.

Я знаю как сделать, чтобы Казахстан попал в тридцатку богатейших стран мира / Тайчибеков Ермек

Дархан Таменов: Если честно у меня есть какие-то подозрения насчет проекта Западная Европа - Западный Китай. Там что-то не так. Во-первых, КЗ взял кредитов в размере 4,5 миллиардов долларов. Уже выплатили по ним комиссий и процентов - около 30 миллионов долларов. Еще платить по ним 20 лет. Во-вторых, зачем было вести дорогу по югу до Актобе? Ведь дорога через Караганду и Костанай короче на 300 км. Ведь выгодней сделать 4-полосный автобан через Караганду и Астану. В-третьих, этот проект похож на PR. На этот проект потратят около 7 миллиардов долларов. На эти же деньги Иран может построить свой канал - Каспий - Персидский залив. У меня нет никаких фактов и документов, но чую, что в этом проекте Зап.Евр- Зап.Китай кто-то что-то мутит. Та же Россия вообще не спешит и хочет свою часть сделать в 2020 г. Китай уже заявил что закончил свою часть трассы. Но думаю что в Китае уже давно нормально действовала трасса от Ляньюньгана до Хоргоса. Просто Вы заявляете, что хотите развивать транспортный потенциал Казахстана. В принципе то же самое заявляет президент РК. Один в один та же риторика.
Ермек Тайчибеков: Значит у меня с Назарбаевым Нурсултаном Абишевичем мысли сходятся. Одинаково видим ситуацию. Я имею ввиду не только логистику. При грамотном подходе Казахстан сможет зарабатывать дополнительно еще 5 трлн.р.р. в год не меньше. Но я также имею ввиду масштабную переработку углеводородов на месте и продажу уже готовой нефтехимии. Тогда можно практически утроить ВВП Казахстана и попасть в 30 лучших стран мира наравне с Израилем.
 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости