Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления
 

Хандриков Илья Николаевич

Для развития малого бизнеса в России нужен план Маршалла.

7 декабря в РАНХиГС прошел круглый стол на тему «Малый и средний бизнес 2016-2017: итоги и перспективы развития». Планировалось обсудить актуальные вопросы макро- и микроэкономической политики, направленной на развитие и поддержку  малого и среднего бизнеса (с учетом мирового опыта, прежде всего, Италии). Одним из главных организаторов круглого стола выступили Российско-итальянский центр и Итало-российская торговая палата. Модератором выступил академик РАН А.Г. Аганбегян.

Понятно, что протокольные выступления продемонстрировали позитивные настроения, однако в обсуждениях возникло очень много критических комментариев сложившегося положения в экономике России, особенно  положения малого и среднего предпринимательства (МСП).

Даже Абел Аганбегян не удержался: «Я занимаюсь макроэкономикой, когда видишь эти показатели как у нас, хочется плакать!»

Главным выступающим оказался Никита Банцекин, руководитель Дирекции по связям с общественностью и международной деятельности Корпорации по развитию МСП.  Он назвал лишь два с половиной проекта Корпорации, направленные на развитие МСП (реестр МСП и бизнес-навигатор), да и те комментировал очень поверхностно, из чего сложилось мнение, что он не совсем в теме. Зато по примеру Италии, как страны малого и среднего бизнеса, говорил активно. Вспомнил и  цеховой принцип организации итальянского бизнеса.

Выступавший после него Яков Миркин, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН, не удержался от жесткой критики: «Корпорация МСП – один в поле не воин! Программы поддержки существуют с 90-х годов. Они не решаются. В России производится один пиджак на 70 мужчин, юбка на 20 женщин и т.д. Спасает лишь теневая экономика, составляющая 50% ВВП…  Вокруг нас пустыня…. Столкнулись с инвестиционным кризисом в регионах: падение на 50-60%. Доступность кредитов сокращается.  Реальное сжатие по кредиту на 40% из-за монетарной политики.  Количество банков в регионах  сократилось на 40%, в Москве – на 20%. Жесткая денежная политика бьёт по МСП. Административное бремя – 9 млн. проверок за 2015 год (официальные и не официальные). Необходимо улучшить общеэкономические условия. Нужно помимо институтов развития создавать портфель кредитов для МСП  непосредственно в регионах. Если не можем создавать общие условия, то создавать парниковый эффект (инвестиции и льготный кредит) для отдельных направлений бизнеса.

Михаил Назаров, директор Департамента МСП Банка «Интеза»,  отметил, что в России торговля, строительство, арендный бизнес составляют 70% предприятий МСП. Производители – всего 10%. В России нет хороших заемщиков.  Кроме банковского кредитования должны использоваться и другие источники финансирования, как в Италии. У итальянских МСП: 25% занимаются производством, 56% - экспортом, 50% компаний инвестируют в научно-технические разработки.  Производственный бизнес в России оказался в беде из-за роста себестоимости, по причине огромной импортной составляющей,  в условиях девальвации рубля.

Витторио Торрембини, вице-президенту Ассоциации итальянских предпринимателей в России, был задан вопрос о  возможности развиваться в рамках принятой в июне 2016 года Стратегии развития МСП до 2030 года. На что был получен ответ: «Стратегия 2030 – книга мечты».

Итальянцы не хотят работать, руководствуясь этой стратегией!» Тему покупки у МСП 15% продукции, Витторио назвал просто не подкрепленным желанием. Он назвал наше МСП – мифом! По его мнению, МСП – это производство, в первую очередь. Для этого России нужно изменить концепцию индустриальных систем. Нужна кооперация. Важнейшей составляющей должны стать отраслевые союзы, а не государство.

В своем выступлении я обратил внимание собравшихся на важнейшую дату, которая будет отмечаться в 2017 году – семидесятилетие принятия плана Маршалла для восстановления разрушенной войной Европы. Италии стала развивать малые производства, создавать цеха. Активное создание предпринимательских отраслевых гильдий привело к формированию самоорганизации бизнеса в союзы. В отличие от сегодняшней России, итальянский бизнес занял ведущее место, десятилетиями определяя  развитие экономики Италии.

Уверен, что для России сегодня нужен подобный план Маршалла, который позволит поднять находящийся в полнейшей деградации малый и средний производственный бизнес, запустить полноценные горизонтальные цепочки кооперации, развивать обновленные союзы производителей товаров, услуг и работодателей МСП.  Это не ещё одна формальная программа, подобная Стратегии 2030 для МСП!

На сегодня,  все программы, придуманные чиновниками за последние 20 лет для МСП,   были провалены.

Даёшь план Маршалла для России!

 
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости