Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Церенов Церен Валериевич

Обучение и спектр формальности мышления.

Обучение как процесс изучения абстрактного мира и создания рабочих продуктов в мире физическом

Человеческий ребенок в отличие от детенышей других животных долгое время беспомощен и не приспособлен к самостоятельной жизни. Поэтому у человека есть значительное время на обучение, которое происходит в социальной среде. Как и любое животное человек от рождения имеет инстинкты, заложенные природой, а все остальное – то, кем вырастает человек -приходит извне. Среда формирует человека, в том числе запускает заложенные в генах программы. Человеческие особи отличаются друг от друга не столько биологическими различиями, сколько уровнем знаний и мастерства.

Обучение можно разделить на два процесса. Первый — это процесс «закладки» или помещения в голову картин мира (теорий) из абстрактного мира, а второй — это тренировка мастерства, в том числе в освоение технологии в физической реальности.


Например, бухгалтер изучает практику под названием бухгалтерский учет. Дисциплина обычно называется по названию практики. Дисциплина бухучета состоит из понятий таких как актив и пассив, в ней определяются принципы такие как принцип начисления и принцип непрерывности, постулируются правила ведения учета такие как двойная запись, и т.п. Технологиями бухучета могут быть Excel или бухгалтерская программа 1C. Невозможно пользоваться или изучать технологии не зная теории. Рабочим продуктом практики бухгалтерского учета будут появившиеся в физическом мире документы — бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках.  Еще один пример — это обучение плаванию кролем. Практика также называется по дисциплине «Кроль». Теория включает в себя такие понятия как гребок, вдох-выдох, скольжение и т.п. Технология — это техничное владение необходимыми частями тела для выполнения описанных в теории движений. Чтобы научиться плавать кролем необходимо знать теорию и осваивать технику плавания (освоить технологию телесных движений).    

Как видите, в обучение важна и теория, и технология. Хотя многие люди недооценивают либо одно, либо другое. Изучение простой теории не позволит создавать рабочие продукты, поэтому человек остается теоретиком, не становится деятелем, меняющим мир. Но и «практик» (любимое слово обывателей обозначающее, по их мнению, людей дела) без теории в голове затратит слишком много времени. Ему придется заново изобретать теорию, набивая шишки и рискуя качеством рабочих продуктов. В простой деятельности это может быть оправдано, но в сложной деятельности или, когда ставки высоки нельзя применять только метод «проб и ошибок». Горе-практик не имеет возможности тестировать и улучшать свое понимание теории или быстро прилаживать ее к конкретным ситуациям. Деятель понимает важность выбора и изучения хорошей теории, а также тренировки технологий путем тестирования и получения обратной связи в реальной жизни. 

В процессе обучения за всю жизнь в голову человека попадают научные теории и ненаучные картины мира. Хотим мы или нет, но влияние родителей и бабушек, друзей и коллег, рекламы и культуры — это тоже обучение и формирование личности человека. Человек в процессе такого обучения учится жить в социуме и получает жизненное мастерство. В каждой сфере жизни — в работе или финансах, в вопросах здоровья или семейных отношениях, в спорте или хобби — человек может одновременно придерживаться научных теорий, социальных стереотипов, религиозных заветов или интуитивного опыта, в том числе своей бабушки. Необходимо осознавать, что обучение происходит постоянно, только либо человек сам управляет тем, что закладывается ему в голову и далее тренирует необходимые технологии, чтобы создавать рабочие продукты, меняющие мир, либо ему кто-то закладывает простые картины миры. Эти простые картины мира особо не требуют усилий на усвоение и на освоение специальных технологий. Однако, в таком случае вы будете заложником социальных стереотипов (бытовых или обывательских картин мира) и будете действовать по предложенному кем-то шаблону, даже не осознавая это. 

Мастерство — это способность что-то создать в физическом мире, а быстрое достижение мастерства возможно, если тренироваться применять соответствующие модели/теории в реальной жизни. Теория — это отражение части реальности в голове, (вы понимаете, как устроен мир, как он описан, как сделать что-то в физическом мире), но мастерство, это когда вы реально с помощью этой теории и специальной технологии смогли что-то сделать в физическом мире (рабочий продукт). Деятель обучается мастерству, и делает он это постоянно, таким образом, становясь бесконечно-развивающимся. Можно сказать, что главное мастерство современного человека — это умение быстро учиться новому мастерству, поскольку в современном мире переучиться придется намного чаще, чем в прошлые века.  

Как вы уже поняли, обучение мастерству может быть осознанным и неосознанным. Под неосознанным мы будем понимать обучение, когда человек осознанно не встает в роль ученика, то есть не концентрирует свое внимание на формальном изучении теории и/или тренировке технологии. Поэтому неосознанное обучение происходит не только, когда внешняя социальная среда влияет на человека. Неосознанно или исподволь учат, применяя игровой процесс. Но игровая форма обучения позволяет поставить детей в роль ученика, и не отменяет изучение теории. В то время как взрослые на бизнес-обучении часто желают игровой формой избежать трудностей в изучении сложных дисциплин. К сожалению, игровая форма или другой метод обучения «смотри на меня и повторяй» (например, в танцах) не дают эффекта в скорости и качестве обучения сложным теориям и технологиям. Необходимо осознанно вставать в роль ученика, например, при помощи практики «Помодоро», концентрировать внимание и изучать понятия, принципы и другое содержание теории, а далее при необходимости осваивать технологии.   

Роль ученика опирается на способность человека управлять своими желаниями и откладывать их удовлетворение. Ведь для обучения необходимо время, в течение которого может не быть достаточного положительного подкрепления. Поэтому часто сложные практики не подготовленный человек освоить не способен, тем более, если он не понимает как устроено обучение и как его можно ускорить, чтобы быстрее получать рабочие продукты. Именно получаемые рабочие продукты формируют положительную обратную связь и дают смысл обучению. На интуитивном уровне каждый человек понимает, что необходимо учиться, но не все могут совладать с проблемами, которые задает эта одна из самых сложных деятельностей. По сути, в процессе обучения в мозге происходят биологические изменения — формируются новые клетки, отращиваются новые нейронные связи. И это не быстрый физиологический процесс, который требует повторения, размышлений и усердия. Поэтому обучение не сводится только к потреблению информации (хотя ее качество важно для решения задач), а требует реализации практик размышления (например, мышление письмом или мышление проговариванием) и приложения внимания в моменте, в течение минут, дней или даже месяцев или лет.

Спектр формальности мышления для процесса обучения

Что такое «спектр формальности мышления»? Это модель/теория о том, как наш мозг работает с разными картинами мира/теориями/дисциплинами и как он взаимодействует с физическим миром. Подробно данная модель, предложенная Прапион Медведевой, разбирается на курсе «Онтологика и коммуникации», а здесь с помощью спектра формальности мышления объясним процесс обучения. Тем не менее, коротко скажем, что спектр формальности мышления базируется на другой модели мышления, которую предложил Дэниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Канеман условно разделил мышление человека на быстрое (автоматическое — интуитивное, инстинктивное, эмоциональное) и на мышление медленное, (рациональное, логическое). Самый простой пример это решение примера 2×2=?, которое решается автоматически. При его решении сработало быстрое мышление. Медленное мышление задействуется, когда нужно что-то сконцентрироваться или «напрячь мозг». Например, нужно решить пример 16*254=?, который обычный человек не решит быстрым мышлением. Для этого нужно подключить медленное мышление и, например, применить теорию перемножения в столбик. 

В спектре формальности мышления используется не бинарное разбиение функционирования нашего мозга, которое предложил Д.Канеман.  На спектре мы можем расположить разное поведение нашего мозга, что позволяет лучше определять действия человека и создаваемые рабочие продукты. Животное мышление человека заложено природой, и проявляется это поведение через рефлекторные действия и следование инстинктам. Например, мы можем резко отдергивать руку от огня или невольно строить гримасу на лице. Опыт или привычки задают тоже автоматическое, но выученное осознанным или неосознанным образом поведение. Обычное поведение человека, как мы говорили ранее, основано на симбиозе формальных теорий, стереотипов и ненаучных моделях мира. Для большинства жизненных решений нам не нужна большая точность моделей реальности, вполне достаточно прикинуть что-то на салфетке. Но когда нужна высокая точность или высока ставка, то требуется значительно повышать формализацию и делать строгие схемы/модели и вычисления. Изучение теорий — это тоже работа формального мышления, так как в этом случае изучается дисциплина, которая позволяет потом создавать нужные схемы. Формализация требует значительных ресурсов времени и средств, поэтому чаще используется в рабочей деятельности. Так называемое машинное мышление — это совокупность или цепочка бинарных операций, которые точным математическим образом расписаны и просчитаны. Если какую-то деятельность можно описать таким способом, то ее выполнение можно поручить компьютеру. Роботизация как раз имеет целью строго описать или научить машину самостоятельно принимать решения лучше человека.

Подчас изучаемые человеком дисциплины накладывают свой отпечаток на мышление. Так например, математик или технический специалист часто мыслит формальными схемами и ему сложно принимать решение в условиях недостаточности данных. Люди с развитым правым спектром мышления при прочих равных сложнее коммуницируют, но в своей области деятельности они четко и правильно принимают решения. Гуманитарии или люди с развитым левом спектром мышления легче находят контакт с другими и их не страшит недостаток данных, они в новых вопросах полагаются на интуицию, хотя она в этих новых вопросах из частенько подводит. Люди творческих профессий, если они осознанной не изучали дисциплины, редко могут формализовать свою деятельность, а потому, если нужно научить кого-то, то пользуются методом «смотри на меня и делай как я». 

Осознанное или формальное обучение состоит в том, что человек сначала включает формальное или даже машинное мышление, чтобы разобраться с теорией/дисциплиной. Таким образом, он раскладывает для себя все по полочкам, и закладывает, как мы говорили ранее, в голову формальные модели мира. Этот процесс освоения сложных картин мира намного эффективнее и быстрее, чем изучение образцово-показательного выступления мастера или освоение технологии без теории. Представьте себе, что вы учитесь на примере просмотра видео заплыва неоднократного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса или что вы начали самостоятельно плавать без понимания теоретических основ. Осознанное обучение — это изучение понятий, принципов, правил и моделей, при котором мы задействуем правый спектр нашего мышления. Мы включаем внимание, чтобы разобраться, как устроено какое-то описание, какая-то теория. Например, мы поэтапно на протяжении длительного времени изучаем дорожные знаки, если хотим научиться роли водителя. Можно изучать знаки исподволь или в игровой форме, но это будет, как минимум, дольше по времени. Намного эффективнее соблюдая план обучения становиться в роль ученика и концентрировать внимание на изучение теории, потребляя информацию и проводя размышления решая тесты для закрепления знания путем формирования новых нейронных связей.

После изучения теории или одновременно человек начинает осваивать выбранную технологию, которая поддерживает данную дисциплину. Освоение дисциплины также проводится осознанным образом, а не исподволь. Инструктор по вождению вряд ли будет развлекать студента, который должен сконцентрировать внимание на дорожной обстановке. Опрометчиво ученику тратить ресурс внимания на игровую форму обучения, которая своей простой и притягательностью забирает большой объем внимания от тренировки дисциплины и освоения технологии. Это еще один аргумент почему нет легких дорог к сложному мастерству, поскольку даже вождение не преподается в игровой форме. Математический анализ или алгебра учится путем вставания в роль учения и набивания руки, системное мышление учится почти также, но еще необходимо заложить время на реализацию своего рабочего проекта.  

Тренировка технологии происходит в течение определенного времени. Чтобы научиться кататься на велосипеде нужно намного меньше времени для того, чтобы научиться водить машину. Количество времени на освоение дисциплины и технологии зависит от уровня подготовки человека или от его мастерства собранности, то есть насколько он владеет собой и умеет концентрировать внимание на деле, может планировать и дисциплинированно вставать в роль ученика в течение определенного периода, а также от его интеллекта. Тем не менее, мы можем сказать, что время — это важный и необходимый фактор для перестройки мышления и закрепления нового поведения.

Тренировка технологии призвано автоматизировать новый навык. Пилот нарабатывает «часы налета», чтобы стать мастером. Чтобы стать водителем нужно до автоматизма довести свои действия, поскольку иначе невозможно осуществлять действия и играть роль. Постоянная концентрация внимания — это дорогое удовольствие, которое мы инвестируем в изучение новой практики, но далее нужно довести свое мастерство в этой практики до автоматизма. Это означает, что для изучения мы задействуем формальное мышление правого спектра и далее тренируюсь мы переводим свое мышление в левый спектр, где пользование практики почти неосознанно, быстро и без особых затрат энергии. Сопоставьте тот период, когда вы только начинали ездить за рулем, кататься на лыжах, делать новую работу и текущее свой уровень мастерства, при котором вы уже не тратите столько энергии и непринужденно выполняете нужные действия. Таким же образом можно ставить хорошие привычки, которые станут автоматизмами посредством осознанного обучения.   

С другой стороны, бывает необходимо перенести знания из левой части спектра в правый спектр формальности мышления. Когда мы хотим улучшить деятельность нам нужно формально ее описать. Насколько формально? Это зависит от конкретной цели, поскольку, как мы говорили ранее, формализация достается не бесплатно. Например, в рабочей деятельности консультанты или реорганизаторы описывают деятельность предприятия, а системное мышление позволяет описывать деятельность или системы, совмещая между собой разные картины мира, потому что без учета разных интересов невозможно провести успешные изменения. Также человек может понаблюдать за собой в сложных ситуациях и описать свое поведение, чтобы потом его улучшить. Например, рассматриваемые в следующих разделах стадии жизнедеятельности бесконечно-развивающего деятеля — это результат такая верхнеуровневая формализации деятельности человека. Она сделана с применением системного мышление. Здесь также необходимо повторить, что предельная и детальная формализация служит целям развития искусственного интеллекта и роботизации.   

Из всего вышесказанного, нужно сделать вывод — человек должен уметь пользоваться всем спектром формальности мышления в зависимости от сложившихся обстоятельств. Движение по спектру мышления означает то, как мы с вами осознанно принимаем эти решения и обучаемся. Деятель может «двигаться» в своем мышление то влево, то вправо по спектру формальности мышления.

Источник: черновик книги и онлайн курса «Введение в системное мышление».

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости