Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Церенов Церен Валериевич

Обучение и язык.

Полиглот - это тот, кто владеет несколькими национальными языками. Например, английским, русским, китайским, французским и т.п. Ещё можно говорить о полиполиглотности. Об этом в 2014 году написал (https://ailev.livejournal.com/1128482.html) А.Левенчук, который кроме естественных национальных языков выделял еще две группы языков: схемные/структурные (радиосхемы, P&ID, SysML, Modelica, AADL, ArchiMate) и программистские (математическая нотация, C++, Python, Java, SQL, SPARQL, Haskell). Получается несколько классов языков. 

Тем не менее, внутри национального языка можно выделить подклассы. Например, есть трансдисциплинарные языки и дисциплинарные языки, то есть в каждой теории задаются свои понятия (концепты), которые выражаются конкретными словами из естественного национального языка. 

Знание национального языка - это способность коммуницировать и описывать мир в рамках общепринятой в обществе культуры. Все носители русского языка легко прочитают слово “коллайдер”, но при этом не все поймут смысл данного понятия. Знание подобных слов, несмотря на то, что они написаны буквами национального алфавита, сложно отнести к владею национальным языком. Разве, что за этим владением подразумевается прочтение и написание слов. 

В этой связи любое обучение - это, в первую очередь, изучение языка или вернее сказать, изучение понятий, которые записываются буквами национального языка. С детства мы учим общеупотребительные слова, которые передают нам смыслы нашей жизни, так мы познаем мир. Естественный язык (национальный) - это средство для формирования моделей о реальном мире. 

Точно также во взрослой жизни мы через понятия изучаем теории, которые нам нужны в рабочей деятельности. Врач изучает медицинские понятия, бухгалтер - понятия бухучета, а инженер по требованиям - понятия инженерии требований. Эти понятия могут записываться буквами русского алфавита. Но чтобы стать специалистом нужно знать профессиональные понятия и термины. И говорить на профессиональном языке, а это не одно и то же, что говорить на русском языке. Хотя методы изучения языков во многом схожи.

Одно дело ввести понятие (концепт) и объяснить его смысл, а другое дело найти слова из национального языка, чтобы объяснить смысл человеку конкретной национальности. Обычно люди, работающие на фронтите науки, оперируют своим национальным языком. И поэтому находят слова из своего естественного языка, которыми описывается новое понятие. Уже потом это понятие может быть переведено на другие национальные языки, а подчас просто делается транскрипция. Например, слово “blockchain” на английском и слово «блокчейн» на русском, которое обозначает одно и то же понятие. 

Понятие “система” и другие понятия системного мышления образуют понятную сетку (в том смысле, что они все связаны между собой), которую необходимо изучить, что стать системным деятелем. Смысл понятий “система” и “system” один и тот же. Но разные слова или знаки. Поэтому изучение национального языка - это подчас изучение слов, которые обозначают известные понятия (или концепты). 

Если я знаю понятие “рыба”, то изучение английского языка означает, что мне нужно найти в нем слово, которое передает то же самое понятие. А далее мне нужно сопоставить слова “рыба” и “fish”. Но когда изучается новая теория, то приходится разбираться с самим понятием. Само понятие “рыба” хорошо известно любому человеку, выросшему в цивилизации. А вот понятие “система” знакомо не всем.  

Понятие “система”, которое задается в методологии системной инженерии, не зависит от того, как его напишет китаец, француз или русский. Однако, это при условии, что они придерживаются профессиональной методологии системной инженерии. То если они специально изучали это понятие.  

Понятие «система» не имеет определения. Или одного определения. Понятия нужно понять, то есть необходимо осознать его главные смыслы или значения, которые увязаны со смыслами и значениями других понятий. Например, вы хорошо освоите понятие «система», когда поймёте как оно связано с понятиями «роль», «практика», «функция» и ещё двумя-тремя десятками понятий системного мышления. Именно так и обучается человек.

https://ailev.livejournal.com/1128482.html


....продолжение предыдущего поста....

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости