Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Церенов Церен Валериевич

ТРИЗ как основа успеха.

Что такое «ТРИЗ» (Теория решения изобретательских задач), сегодня знают в любой развитой стране мира. Цель ТРИЗ – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем, эффективное решение технических проблем.
ТРИЗ началась в 1956 году со статьи Генриха Альтшуллера и Рафаила Шапиро, а к концу 80-х годов Альтшуллер вместе со своими ближайшими учениками успел обучить нескольких тысяч человек.

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т.п. Кроме того, целью ТРИЗ являлось улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Успех методологии ТРИЗ базируется, с одной стороны, на глубоких философских и научных идеях, которые в нашей стране были господствующими, а с другой – на обобщении огромного опыта изобретателей, накопленного, в частности, в патентном фонде.

Специалисты по ТРИЗ (практики) уже более тридцати лет назад к тризовским методическим инструментам, которые можно назвать классическими, стали присоединять и адаптировать дополнительные инструменты. Первым был адаптирован анализ функций технических систем, затем анализ причинно-следственных диаграмм. В последние двадцать с лишним лет та часть специалистов по ТРИЗ, которая решала практические технические проблемы в новых для них условиях рыночной экономики, адаптировала к своим методическим инструментам еще несколько моделей из разных областей, вплоть до инструментов маркетинга.

В нашей стране долгое время инновации были не востребованы. Во времена плановой экономики потребность в инновациях была ограниченной, поскольку не была связана с конкуренцией. Даже в последнее время, когда государство стало пытаться создавать условия для поощрения инноваций, российские компании очень редко ставят перед собой задачу победить конкурентов на мировых рынках. Поэтому возможности накопить опыт, создавая инновации для отечественных компаний, у большинства тризовцев были ограниченными.

В последние 25 лет наибольший опыт был накоплен, теми несколькими десятками тризовцев, которые занимались решением технических проблем и концептуальным проектированием по заказам зарубежных корпораций. Значительная их часть эмигрировала в западные страны из стран бывшего СССР в начале 90-х годов, ещё часть периодически ездит работать в Южную Корею и Китай, наконец, третья часть, оставаясь в России, выполняет заказы западных корпораций, используя возможности современных информационных технологий.

В результате основанного на многолетней практике развития ТРИЗ были созданы новые версии этой методологии, позволяющие не только решать технические проблемы, которые обычно не удается решить специалистам, но и выполнять еще ряд работ, необходимых для успеха инноваций. Часть этих версий имеет фирменные названия, но за рубежом все версии обычно объединяют термином ТРИЗ. При этом следует отметить, что зарубежные специалисты в большинстве своем понимают под ТРИЗ очень упрощенную классическую версию первой половины 70-х годов.
Самому большому коллективу специалистов по ТРИЗ, включавшему и российских, и бывших российских специалистов удалось создать версию, включавшую наибольшее количество методических инструментов. Значительное развитие в методологию ТРИЗ внесла американская компания Gen3’s methodology, поскольку она в дополнение к классическим тризовским инструментам использовала большое количество других известных инструментов анализа.

В настоящее время современная версия ТРИЗ обозначается как «ТРИЗ+». Современная версия теории решения изобретательских задач — это методология повышения конкурентоспособности через инновации, начинающая процесс разработки инновационного проекта с исследования требований потребителей и стейкхолдеров, выявляющая и устраняющая с помощью ряда методических инструментов скрытые недостатки продуктов и технологий, и завершающая этот процесс анализом и усилением полученных решений.

Эта методология применяется для: 
решения производственных задач;
снижения затрат, соответственно снижения себестоимости продуктов и технологий;
повышения качества продукции;
прогнозирования и разработки новых продуктов и технологий, стратегического (портфельного) анализа;
экспертизы и усиления инновационных проектов;
управления интеллектуальной собственностью – обхода патентов, формирования патентных стратегий, наполнения патентных зонтиков;
повышения инновационного потенциала и активности сотрудников.

Большое признание ТРИЗ получил не только в США, но и во многих других странах, например, в Южной Корее. Так, для корпорации Samsung он превратился в настоящую корпоративную религию. С конца 1990-х использование ТРИЗ позволило Samsung расширить патентное портфолио более чем на 100 позиций. Теория помогает производителю сокращать ресурсы и время, расходуемые на изобретения, за счет чего компания стремительно обходит конкурентов.

ТРИЗ позволяет мыслить по правилам, прогнозировать необходимое улучшение продукции и является методологией, позволяющий выигрывать конкурентную борьбу как на внутренних, так и на международных рынках.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости