Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор НИУ ВШЭ. Голос против. Журнал "Коммерсантъ Деньги"
Эксперты: Чепуренко Александр Юльевич
Александр Чепуренко,
президент Национального института
системных исследований
проблем предпринимательства:
— Во-первых, столичный мегаполис нуждается в мерах привлечения быстрорастущих средних компаний. Они могли бы стать основой формирования кластеров малых и средних фирм в тех видах деятельности, которые опираются на человеческий капитал, не сопровождаются нагрузкой на окружающую среду и помогают решать городские проблемы в сфере ЖКХ, транспорта и т. п. В Москве, по нашим оценкам, уже действуют около 20 таких компаний, и каждая имеет свою сеть поставщиков. Эти сети постоянно растут, но могли бы расти еще быстрее, если бы город проявил к ним интерес и внимание.
Во-вторых, мегаполис комфортен для проживания, только когда у любого жителя в шаговой доступности — предприятия торговли, общепита, бытовых услуг и т. д., которые обеспечивают быстрое, недорогое и качественное обслуживание. Во всем мире в мегаполисах это семейный, в том числе этнический, бизнес. В Москве эта ниша далека от насыщения.
В-третьих, столичный мегаполис обладает исследовательским потенциалом, который в какой-то степени может быть направлен в высокотехнологичные стартапы. Для этого надо выстраивать площадки, на которые могли бы приходить техностартеры (бизнес-инкубаторы), но обязательно при участии венчурных капиталистов и бизнес-ангелов. Именно их следует собирать, с ними советоваться, в диалоге с ними выстраивать поддержку инновационного предпринимательства.
В-четвертых, мегаполис мог бы, наверное, использовать свою немалую недвижимость в качестве как площадок для индустриальных парков, так и залога для создания частно-государственных инвестиционных фондов, которые привлекали бы длинные деньги для финансирования проектов быстрорастущих компаний, с одной стороны, и стартапов — с другой.
Почти ничего этого мы в Москве не наблюдаем. Зато мы видим, что борьба с этнической преступностью на рынках одновременно лишает значительную часть горожан дешевых продуктов питания, а мелких поставщиков — рынка сбыта (сети их не возьмут). Мы наблюдаем увлечение коворкинг-центрами, при том что они эффективны только тогда, когда фрилансер ведет свою деятельность легально, чего в России пока нет. А развитие бизнес-инкубаторов и технопарков ведется в основном без участия самого бизнеса, а значит, без оглядки на его потребности.
Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ