Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор, декан факультета социологии НИУ ВШЭ. О чем читают лекции лучшие исследователи предпринимательства?
Эксперты: Чепуренко Александр Юльевич
Федеральный образовательный портал - ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ
В книге «Современные классики теории предпринимательства» собраны статьи лауреатов международной премии «За вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса» в 1996 — 2010 гг. и биографические очерки о них. Эта премия — своеобразный аналог Нобелевской в области исследований предпринимательства. Для России, где теория предпринимательства пока еще развита слабо, выход в свет «Современных классиков...» представляется событием знаковым. Этот сборник может дать всем интересующимся представление о состоянии изучения предпринимательства в мире и стать основой для более четкого определения исходных предпосылок и гипотез при реализации собственных научных исследований в этой области.
— Александр Юльевич, что представляет собой теория предпринимательства? Это раздел общего менеджмента или что-то еще?
— Теория предпринимательства — одно из наиболее бурно развивающихся направлений междисциплинарных исследований за рубежом. Она находится на стыке институциональной экономики и социологии организаций, заимствует также некоторые подходы стратегического менеджмента, социальной психологии, ряда других смежных дисциплин. Как и всякое направление междисциплинарных исследований, раз возникнув, оно бурно развивается. Сейчас существует заметное количество международных рецензируемых научных журналов в области теории предпринимательства, регулярно проводятся посвященные теории предпринимательства международные конференции.
— А что такое международная премия «За вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса»?
— Эта премия была основана совместно Шведским центром по изучению малого бизнеса и Шведским агентством экономического и регионального развития в 1996 году. Ее лауреатами с тех пор становились ученые, чей вклад в развитие теории предпринимательства является наиболее значительным. При вручении премии лауреат традиционно читает лекцию, давая краткую характеристику своей исследовательской деятельности.
В сборнике каждая лекция снабжена статьей о деятельности лауреата премии, где дается оценка его вклада в теорию предпринимательства. Таким образом, по сути, получилась энциклопедия современной теории предпринимательства – в том виде, в каком она сложилась в последней четверти XX века.
Исследователи предпринимательства, ставшие лауреатами премии, рассматривают в своих работах различные аспекты. Так, Дэвид Бёрч во главу угла поставил анализ влияния малого бизнеса на занятость, а Золтан Акс и Дэвид Одретч – на экономический рост. Дэвид Стори получил премию за анализ влияния на малый бизнес государственной политики в развитых странах, Говард Олдрич занимался проблемой формирования предпринимательских команд, а Израэль Кирцнер и Уильям Баумоль внесли большой вклад в понимание роли предпринимательства в развитии экономических систем. Участницы проекта «Диана» анализировали особенности женского предпринимательства, а Скотт Шейн стал родоначальником подхода к пониманию предпринимательства как процесса открытия новых возможностей.
Прочитав книгу, можно получить достаточно широкое представление об основных направлениях исследований в области теории предпринимательства, представленных в работах упомянутых авторов, а также Арнольда Купера и Пола Рейнольдса, Яна Макмиллана и Билла Гартнера, Бенгта Йоханниссона и Йоша Лернера, Джакомо Бекаттини и Чарлза Сейбла.
— Чем эта книга интересна для российского читателя?
— Дело в том, что у нас теория предпринимательства существует в зачаточном состоянии. Нет ни научных конференций, посвященных именно теории предпринимательства, ни специализированных журналов. Исследований – добротных, с продуманной методологией, солидной эмпирической базой – также проводится очень мало.
Я полагаю, это связано с институциональной спецификой России. Исследованиями теории предпринимательства за рубежом занимаются бизнес-школы, потому что они должны дать своим слушателям навыки творческого подхода, без чего невозможно инновационное предпринимательство. А у нас главная задача большинства бизнес-школ заключается не в том, чтобы дать слушателям академические компетенции, а в том, чтобы создать среду, где студенты могут встретить «нужных» людей. Потому что бизнес очень своеобразный, он требует скорее хороших социальных контактов, чем инновационных идей и продуктов. Исследования бизнес-школам, ориентирующимся на такой «спрос», как они считают, пока не нужны.
Я считаю, что эта книга нужна как раз им - для саморефлексии, в первую очередь. Ведь теория предпринимательства может дать представление о том, почему в одних странах предпринимательство развито хорошо, а в других — не очень, какие факторы (микро-, мезо- и макро-уровня) здесь сказываются, почему одни начинают свой бизнес, а другие, обладая теми же предпосылками (образование и проч.) – нет, что этому препятствует, как государство может способствовать развитию предпринимательства и почему в одних случаях оно это делает, а в других – нет... Представляется, что отсутствие интереса к исследованиям среди российских ученых обусловлено, в том числе, и тем, что у нас пока мало кому известно, какова «повестка дня», какие методы применяются, какие вопросы ставятся в теории предпринимательства. Отчасти это связано и с тем прозаическим фактом, что не все обладают ресурсами, чтобы следить за свежими публикациями в международных журналах, да и не все достаточно хорошо читают по-английски.
Мы стремимся помочь российским бизнес-школам, факультетам менеджмента, другим учебным подразделениям, которые хотели бы приступить к таким исследованиям, облегчив им период первичного ознакомления с исследовательским полем и методами.
— Мы – это кто?
— Сотрудники Научно-учебной лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ. Перевод книги был выполнен семнадцатью студентами, в разные годы работавшими в лаборатории. А продолжением станет выход в свет, как мы надеемся, до конца текущего года перевода книги Пера Давидссона «Исследуя предпринимательство». В ней читатель познакомится с методами исследования в области предпринимательства.
— А что будет дальше?
— В обозримом будущем мы планируем подготовить перевод еще нескольких стандартных трудов, которые продолжат знакомство нашего научного сообщества с теорией предпринимательства и создадут необходимый минимальный корпус текстов на русском языке. Мы надеемся, что на основе его самостоятельного освоения в самых разных университетах России смогут формироваться группы исследователей и преподавателей, не понаслышке знакомых с мейнстримом в этой области.
Беседовала Екатерина Рылько
Литература.
Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса 1996 — 2010.- М.: «Издательский дом Высшей школы экономики». - 2013. - 526