Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Чепуренко Александр Юльевич

Нельзя войти дважды в одну реку: антикризисный план в части поддержки МСП (Тезисы)

Кризис – это время, когда можно и нужно предпринять усилия по смене парадигмы экономического развития. Об этом даже неудобно говорить – столько на эту тему сказано. Но пока создается впечатление, что пытаются использовать некую смесь аварийных мер начала 1990-х и 2009 г. А ведь нельзя дважды войти в одну реку. Да и не надо!

Первое, что следует сделать, когда еще не решил, чем можешь помочь, – постарайся хотя бы не навредить! В случае бизнеса это означает, быть предсказуемым. Но что происходит в российской правящей элите? Одна голова дракона обещает все и сразу, другая – ничего и никогда, а третья занимает промежуточную позицию: то обещает, то берет свои слова обратно. Президент в декабре ясно высказался в пользу смягчения условий для развития МСП. Повторил это и на днях. Но вот с 23 января начались внезапные проверки Роспотребнадзора, прокуратура тоже не отстает – проверяет всех и вся на предмет повышения цен, а по факту - проверки всего остального. Теперь вот пришли в аптеки. Москва вдруг развернула борьбу с ею же утвержденными 2 года назад форматами киосков, настаивала на введении торгового сбора. В такой обстановке какой нормальный бизнес можно вести? Это означает, что действующий бизнес будет принимать только сиюминутные решения, а создаваемый - немедленно нырять в тень.

Теперь, что пока предлагает государство насчет «помочь»? Наверное, правильной мерой является применения патентной системы налогообложения, в том числе предоставления самозанятым возможности уплаты налога по этой системе и страховых взносов одновременно с их государственной регистрацией в качестве ИП по принципу "одного окна". Только сферу применения патентов следует существенно расширить.

Далее, налоговые каникулы для вновь создаваемых ИП. Такая практика уже существовала в начале 1990-х гг., от нее отказались именно потому, что начинается чехарда с ликвидацией и переучреждением. Понимая это, бизнес будет ожидать, что налоговые каникулы продлятся недолго. Кроме того, "налоговые каникулы" могут вводиться только для вновь зарегистрированных ИП в производстве, науке и соцсфере. Но ИП – это, как правило, вовсе не производство и не наука. А вот о налоговом кредите никто не говорит. Между тем, налоговый кредит для вновь создаваемых производственных МП – это сильная мера поддержки.

Еще бы о величине страховых взносов подумать. Они угнетают самозанятых, хотя, видимо, инфляция скоро сделает размер страхового взноса малосущественным J.

Далее, возможность вести бизнес без регистрации – более правильная мера, т.к. давно известно, что ИП по большей части – неформальное предпринимательство, и попытки весь его формализовать никогда не будут продуктивными. Полезнее оставить его в покое, тем более – во время кризиса. Ущерб от него для государства небольшой (объем выпадающих налогов сопоставим с суммарной зарплатой тех чиновников, которые необходимы, чтобы их выявить, а дальше держать и не пущать). Что такое неформальность? Это – не криминал, а прежде всего – несоблюдение некоторых требований трудового и налогового законодательства, которые микробизнес просто по определению не может соблюсти. Следует поддержать поэтому предложение МЭР дать возможность микропредприятиям особенности регулирования рабочего дня, условия предоставления отпусков и иные вопросы трудового характера фиксировать просто в типовом трудовом договоре с работником. Тогда вместо нескольких отдельных документов, составление которых требует времени и денежных затрат, предлагается урегулировать все вопросы в трудовом договоре с работником. По оценке МЭР, такие изменения позволят сократить нагрузку по соблюдению трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.

В целом, всё, что пока говорят про снижение налоговой нагрузки, затронет главным образом субъектов, использующих упрощенку – это микро- и часть малого бизнеса. Эти меры не принесут большого вреда (3 % собственных доходов субъектов РФ), но и не дадут большой пользы по 2-м причинам. (1) во время кризиса у этих категорий бизнеса либо падают обороты (ограничения по спросу), либо превышение доходов над расходами сильно снижается (ограничения по рентабельности), поэтому снижение налоговых отчислений становится для них несущественным. (2) это – не те категории МСП, которые дают дополнительные рабочие места и обеспечивают экономический рост. А в кризис надо думать в первую очередь об этом.

Чего хотелось бы? (1) Выделения тех целевых групп, которые в условиях кризиса могут не просто выживать, а расти; (2) Формирования адекватных мер и технологий их сопровождения; (3) Отказа от пагубной самонадеянности – уверенности властей в том, что в условиях кризисных процессов в экономике они в состоянии просчитывать коммерческие риски, мониторить и быстро принимать управленческие решения через голову бизнеса.

Целевые группы. Увы, это только инновационные старт-апы и растущий средний бизнес. А также интрапренерство, т.е. выращивание новых центров прибыли в рамках действующих компаний. Все остальные категории бизнеса создают мало новых рабочих мест, либо сразу после создания быстро их сокращают, не растут, не предлагают рынку новых продуктов и решений. А российская экономика нуждается именно в этом!

Инновационные старт-апы. Где-то прочитал, что предполагается потратить на это 5 млрд. руб. Правда, пока не знаю, как эти деньги предполагается использовать. Напр., их на посевную стадию примерно 1000 инновационных старт-апов может хватить. А потом что? Но может, лучше не тратить, а инвестировать? Государство это делать не умеет, а венчурная индустрия – умеет, но у нас она пока – слабая. Вот ее бы и поддержать – через гарантии, напр., или разрешение институтам развития (Роснано, РВК) работать не по кем-то сформулированным приоритетам, а исходя из ожидаемой рентабельности предлагаемого бизнес-плана. Др. предложения – еще более «смешные»: поддержать создание и развитие обучения предпринимательству (различного формата) и продвижение «чемпионов» в масс-медиа. Благодаря этому можно сравнительно дешево и быстро повысить уровень бизнес-компетенций широкого слоя будущих старт-аперов и создать более благоприятную обстановку для предпринимательства в обществе. Возможно, тогда Россия покинет последнее место по уровню предпринимательской активности взрослых в мире? В любом случае, такие вложения не пропадают. Так как работают на увеличение человеческого предпринимательского капитала нации.

Как поддержать растущий средний бизнес? Напр., за счет формирования промпарков на паях с крупными девелоперами, куда они смогут заходить и размещаться на готовой технологической инфраструктуре, сразу вслед за этим предъявляя спрос на субподрядные работы и тем самым вытаскивая цепочку малышей. Такие проекты могут осуществляться в виде ГЧП с участием как федеративного, так и регионального уровня власти. При этом сначала создается спрос на строительные услуги и инфраструктуру (поддерживаем строительную отрасль), потом – эта инфраструктура становится базой для размещения кластеров средних компаний, вокруг них формируется пояс МСП-субконтракторов. Почему это важно? Потому что никакими мерами финансовой поддержки при отсутствии длинных дешевых денег такие проекты в условиях кризиса самому среднему бизнесу не осуществить. А значит, имеющие потенциал роста средние компании не смогут масштабировать свой бизнес.

А как можно усилить интрапренерство? Главным образом, за счет создания государством (Минэк, Минпром) технологических коридоров, в первую очередь, в строительстве и ЖКХ, в автопроме, в энергетическом хозяйстве. Т.к. сразу возникнет цепная реакция: если перед крупным бизнесом встает задача, напр., энергосбережения в строительстве, то рано или поздно в рамках крупных девелоперских компаний возникнут новые проекты по созданию инновационных решений в строительстве, инжиниринговые проекты по поддержке технологий «умного дома» и т.п. Они предъявят спрос на новые строительные материалы, на новые проектировочные решения и т.д. – вот ведь китайцы уже напечатали дом на 3D-принтере J Т.е. нужна промышленная политика, адекватная запросам экономики 21 века.

И только одного делать не надо – вводить де-факто плановое хозяйство, продолжая огосударствление экономики через приоритетную поддержку немногих избранных банков и госкорпораций. Мы через это уже проходили в ходе купирования кризиса 2009 г. В результате получили экономику, в которой предприниматель уже является редким экспонатом.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости