Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Шестоперов Олег Михайлович

Чтение с нулевым результатом. "Коммерсантъ"

Россияне в обсуждении законопроектов не участвуют

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Граждане слабо задействованы в обсуждении разрабатываемых ведомствами проектов нормативно-правовых актов (НПА). Количество участников "публичных консультаций" составляет 0,97 на один акт, и вина этому, как выяснили эксперты "Открытого правительства",— отсутствие понятного алгоритма и учета поступивших замечаний. Как стало известно "Ъ", уже 23 января президентский Совет по правам человека (СПЧ) намерен утвердить, а затем передать в Кремль доработанный вариант законопроекта "Об общественном контроле", работу над которым Владимир Путин поручал завершить до 1 марта.

Как заявил "Ъ" глава СПЧ Михаил Федотов, совет завершает доработку проекта "Об общественном контроле" (о его первом варианте "Ъ" сообщал 18 октября 2013 года) и планирует утвердить его 23 января. В проекте, который разрабатывался совместно с Общественной палатой (ОП), "устранены юридические неточности", говорит глава СПЧ, а единственным принципиальным изменением стало сокращение перечня объектов общественного контроля. Из-под него выведены коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Представители профессионального сообщества говорили, что "и так подвергаются сильному контролю со стороны государства", поясняет Михаил Федотов. СПЧ также учел "позицию главного правового управления (ГПУ) президента, что общественный контроль стоит концентрировать на том, как органы госвласти и местного самоуправления обеспечивают права и свободы граждан". С учетом доработок проект будет направлен в ГПУ, а также в "Открытое правительство". Но правом законодательной инициативы для внесения проекта, как считает Михаил Федотов, должен воспользоваться сам президент.

Владимир Путин еще в прошлом году распорядился внести законопроект "Об общественном контроле" в Госдуму до 1 марта. В послании 12 декабря 2013 года он просил ОП и СПЧ еще поработать над проектом, а также заявил о необходимости проводить так называемое "нулевое чтение с участием НКО, институтов гражданского общества" по всем "законопроектам, ключевым государственным решениям". Белый дом по поручению президента должен до 1 февраля предложить новый механизм "рассмотрения проектов общественно значимых НПА". По данным "Ъ", идеи ведомств могут быть обобщены на заседании правкомиссии по координации деятельности "Открытого правительства" 28 января. Вопрос, как в итоге будет выглядеть система "общественного контроля" и будет ли она систематизирована в рамках одного закона, еще остается открытым: на участие в ней, как сообщал "Ъ" 16 декабря 2013 года, претендуют также ОНФ и "Единая Россия".

Общественное обсуждение актов, которые разрабатываются в правительстве, есть и сейчас — с 15 апреля 2013 года по решению кабмина они публикуются на портале regulation.gov.ru. Однако нынешний порядок плохо способствует гражданскому контролю, следует из анализа, который представили эксперты "Открытого правительства" директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ Даниил Цыганков и глава информационно-консультационного центра "Бизнес-Тезаурус" Олег Шестоперов. Среди проблем — отсутствие публичных планов ведомств по нормотворческой деятельности и альтернативных вариантов проектов НПА. На основе выборки 100 уведомлений о разработке НПА с regulation.gov.ru они пришли к выводу, что "практически все они низкоинформативны": в среднем в них около 180 слов (в акте — 3 тыс.), а к этому моменту "проект, как правило, уже сформирован". В итоге между окончанием "обсуждения" уведомления и публикацией проекта в 20% случаев проходит один день, в 24% — от двух дней до недели, от недели до двух — в 15%, от двух недель до месяца — в 20%, дольше — в 21% случаев. А итоги "публичных консультаций" не мешают продолжению разработки НПА.

Общей проблемой является низкий уровень участия граждан и бизнеса в оценке проектов НПА, отмечает господин Цыганков. Наибольшим интересом пользуются документы Ростехнадзора, Минтруда и Росстроя (их проекты с июля по декабрь 2013 года обсуждали 239, 48 и 37 участников соответственно). По проектам 27% ведомств не зафиксировано ни одного участника, а в среднем обсуждение собирает 0,97 участника на один акт. На проекты 47% НПА не поступает ни одного отзыва.

В Госдуме вопрос о законодательном закреплении "нулевых чтений" самостоятельно не прорабатывается. Ранее институт "нулевых чтений" пытался выстроить Дмитрий Медведев. Указом от 9 февраля 2011 года он предусмотрел возможность по решению президента выносить на общественное обсуждение законопроекты по "основным направлениям" госполитики РФ. Однако широкое обсуждение проводилось только по проектам законов "О полиции" и "Об образовании". В указе президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы госуправления" говорится про "предоставление не менее 60 дней для проведения публичных консультаций" при разработке НПА. Однако самых резонансных законопроектов, которые вносились в Думу депутатами, эта норма не касалась. Так, несмотря на ссылки главы СПЧ Михаила Федотова на президентский указ, в том же 2012 году были в ускоренном порядке приняты (и подписаны президентом) законы, ужесточающие правила проведения митингов и проверок НКО.

Максим Ъ-Иванов

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости