Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Шестоперов Олег Михайлович

В тени – удобнее. "Новые известия" от 28 февраля 2007 г.

В распоряжении «Новых Известий» оказались результаты исследования о масштабах теневой деятельности в малом бизнесе России. Его провел Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Главный результат работы состоит в том, что, несмотря на якобы проявляемую чиновниками заботу о предпринимателях, множество постановлений и решений, малый бизнес в последние годы оставался в густой тени. Единственное, что стало лучше – это реализация продукции, которая сегодня реже происходит «в черную», чем несколько лет назад. Зато доля бизнесменов, вынужденных давать взятки чиновникам, растет.

Экспертами были исследованы 380 компаний из 6 регионов России, начавших свою деятельность с 1998-го по 2006 год. Количество сотрудников в них колеблется от 5 до 50 человек, оборот за год оценивается от 250 тыс. до 70 млн. руб. Основной вид деятельности – оптовая и розничная торговля, строительные услуги, производство промышленных и потребительских товаров.

Исследователи исходили из того, что теневая деятельность компании подразумевает продажу произведенной продукции «в черную», без уплаты налогов, и незаконное обналичивание денег. Средствами от нелегальной продажи продукции фирма может рассчитаться с поставщиками сырья, заплатить зарплату в конверте, максимально «оптимизировать» налог на прибыль. При «обналичке» предприниматель создает фиктивные затраты, то есть официально переводит деньги на счет другим юридическим лицам, которые потом возвращают средства, удерживая комиссию. Этим занимаются так называемые фирмы-однодневки, созданные специально для того, чтобы, обходя законы, помогать компаниям в обналичивании средств.

Судя по полученным данным, масштабы теневой деятельности с 2002-го по 2006 год несколько уменьшились – с 45 до 41% от оборота фирм. При этом снижение произошло практически полностью за счет уменьшения теневых продаж – с 21% до 16% от оборота. Что касается обналички, то она за четыре года осталась на том же уровне – 24% от оборота. Более значительное снижение теневой активности наблюдалось на развивающихся, более или менее крупных предприятиях малого бизнеса с оборотом свыше 10 млн. руб. в год. Как рассказал «НИ» заместитель генерального директора НИСИПП >Олег Шестоперов, «для компаний становится важна репутация бизнеса, им выгоднее работать и не бояться, что вот-вот придут с проверками».

По результатам исследования были выявлены три наиболее распространенные статьи, на которые идут средства от теневой деятельности предприятия. Это зарплата в конвертах, расчеты с поставщиками и взятки чиновникам. Доля фирм, осуществляющих выплаты полностью «в черную», постепенно снижается – с 76 до 69%. Зато развивается метод «комбинированной» оплаты труда –почти повсеместно около 30% денег работникам выплачивается неофициально. Весьма любопытна динамика коррупции. В 2002 году взятки чиновникам давали 57% малых предпринимателей, в 2005-м ситуация стала чуть лучше – 46%. А в прошлом году под барабанную дробь всеобщей борьбы с мздоимством доля бизнесменов-взяткодателей опять повысилась до 48%. Что растет постоянно и неуклонно, так это теневые выплаты поставщикам: с 46% в 2002 году до 52% в 2006-м. При этом, отмечают специалисты, меньше стали платить «в черную» за аренду помещений и криминальным «крышам».

По мнению Олега Шестоперова, у малого предпринимателя всегда есть расходы, которые заставляют его работать если не по черным, то по серым схемам. «Чтобы малому бизнесу выжить, необходимы средства на взятки чиновникам, в кассе компании официально их не возьмешь»,– рассуждает эксперт. Другую причину теневой деятельности специалист видит в том, что взять кредит в банке для большинства МП по-прежнему трудно, а иногда и невозможно. «Приходится брать деньги у знакомых, а затем через фирмы-однодневки проводить их обналичивание»,– отметил он. По словам г-на Шестоперова, несмотря на тенденцию к некоторому снижению доли теневого бизнеса, она в России остается катастрофически большой. Особенно если сравнивать с западными странами. Там тоже без «теневиков» не обходится, но их процент в 2–3 меньше, чем у нас.


НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости