Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Депутаты предлагают ограничить право на выплаты авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений при их воспроизведении гражданами в личных целях

Депутаты предлагают ограничить право на выплаты авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений при их воспроизведении гражданами в личных целях

На рассмотрение Госдумы РФ поступил законопроект, предлагающий «ограничить исключительное право авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений, отменив компенсационные выплаты за свободное воспроизведение гражданами в личных целях фонограмм и аудиовизуальных произведений». Инициаторами внесения проекта федерального закона № 596016-5 «О внесении изменений в статьи 1244, 1245 , 1273 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» в нижнюю палату парламента 24 августа этого года стала группа депутатов фракции ЛДПР. В пояснительной записке отмечается, что одним из положений ГК РФ установлен принцип безвозмездного использования гражданином в личных целях обнародованного авторского произведения (фонограмм и аудиовизуальных произведений).

В то же время другим положением предусматривается выплата вознаграждения авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. То есть первая норма говорит о свободном использовании фонограмм и аудиовизуальных произведений «без выплаты вознаграждения», а вторая - о наличии «права на вознаграждение» за свободное воспроизведение в личных целях.

Принцип безвозмездности распространяется только на случаи свободного воспроизведения гражданином фонограмм и аудиовизуальных произведений при «необходимости и исключительно в личных целях». Смысл словосочетания «при необходимости» весьма расплывчат и допускает различные толкования. «Неопределенность правовой нормы не позволяет обеспечить ее единообразное понимание и порождает противоречивую правоприменительную практику, что достаточно для ее признания не соответствующей Конституции РФ, о чем неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда РФ», - указывают авторы законопроекта. «Данные поправки были направлены не на разрешение проблемы в вопросе регулирования получения вознаграждения авторами за свободное использование произведений (аудиовизуальных и фонограмм) гражданами в личных целях, а для отвода глаз международных организаций», - отмечается в пояснительной записке.

Еще одно спорное положение - о перечне оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Этот перечень «настолько широк, что туда не попала только бумага, на которой можно распечатать визуальное произведение». «По логике действующего законодательства, любой гражданин, купивший правомерно обнародованное произведение (лицензионный диск) и, стало быть, заплативший и автору и исполнителю и изготовителю авторское вознаграждение, будет продолжать платить этим лицам дополнительное вознаграждение, каждый раз покупая оборудование и материальные носители! Ведь сбор в 1% будет включен производителями или импортерами компьютеров, телефонов, компакт-дисков, дисковых накопителей и прочей техники в стоимость этих товаров.

По этой же логике, любой гражданин, не приобретавший правомерно обнародованного произведения, и не использующий его в личных целях так же обязан платить авторам, исполнителям и изготовителям этого произведения за теоретическую возможность это сделать. Фактически введен налог на всех потребителей оборудования и материальных носителей, вне зависимости от того воспроизводит он то или иное авторское произведение в личных целях.

Кроме того, процедура сбора и распределения данного вида вознаграждения громоздка и неоднозначна. Распределение полученного вознаграждения в пропорции 40% - авторам, 30% - исполнителям, 30% - изготовителям аудиовизуальных произведений практически невыполнимо из-за огромного количества таких произведений и не поддающегося учету количества просмотров каждого конкретного произведения. На практике, вместо заявленной борьбы с «пиратством» применение этих норм привело к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение 150-200 миллионов долларов сборов ежегодно», - говорится в материалах к законопроекту.

Принятие данного законопроекта исключит неправомерное взимание с граждан России денежных средств в пользу недобросовестных владельцев авторских и смежных прав, считают депутаты.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости