Вот такой Бизнес. Часть первая
04.07.2025

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
Закрыть окно04.07.2025
Бизнес в интернете – давно не новость, но, мы беседуем впервые с человеком, делающим его на интернет-контенте
- Вячеслав, при таком «пограничном» виде бизнеса кем Вы сами себя считаете: журналистом или предпринимателем?
— Можно, конечно, назвать себя журналистом: я занимаюсь тем, что уже два года беру интервью у предпринимателей, в том числе для своего блога. И на основании этих интервью я пишу материалы от первого лица про разный бизнес. Так что деятельность, которой я занимаюсь, каждый может отнести, куда ему больше нравится.
— Понятно. Я, правда, занимаюсь интервьюированием предпринимателей уже 20 с лишним лет. Я работаю в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. Не знаю, слышали ли вы о НИСИПе или нет.
А вопрос будет такой: Вы ведете блог о бизнесе, это чисто коммерческое предприятие или и для души тоже?
— Скажу честно, это начиналось просто для души, потому что у меня был офлайн-бизнес, я сначала занимался организацией разных концертов: рок-концертов, рэп-концертов, и потом мы с другом решили открыть бизнес.
- Какой?
- Мы арендовали ночной клуб, начали заниматься таким общепитовым бизнесом, плюс концерты, потом это выросло в шесть ночных клубов в разных городах, но в какой-то момент мы обанкротились.
И я четыре года отдавал долги, а потом просто была идея написать об этом, где-то поделиться этим опытом предпринимательским.
Я написал на площадках «VC. RU», «ХАБР», «ПИКАБУ». И был очень хороший отклик от людей, которым это оказалось очень интересно, кто-то сразу подписался на блог, и я начал просто писать дальше.
Увидел, что это интересно людям, что это получается и решил попробовать: сначала брал интервью у знакомых предпринимателей – у меня был какой-то круг общения предпринимательский, а потом уже начал просто обращаться к самым различным людям. Сначала это не было коммерческое предприятие, но в какой-то момент у меня в блоге стали покупать рекламу. И мой блог стал бизнесом, он зарабатывает на рекламе.
Но у меня еще есть контент-агентство: мы пишем статьи для крупного и среднего бизнеса, ведём блоги компаний. Среди наших клиентов «TechnoNICOL», «Sibur», «Мой склад» - мы работаем для достаточно крупного бизнеса.
—Понятно. А можно вернуться чуть назад? Почему ваш так хорошо развивавшийся бизнес с ночными клубами неожиданно рухнул?
— Мне кажется, в целом сама бизнес-модель была не очень жизнеспособной, потому что само помещение ночного клуба было в аренде. То есть у нас были очень большие ежемесячные платежи: за помещения, за электричество, за оборудование.
- А почему Вы вообще выбрали этот бизнес?
- Когда я учился на врача, то подрабатывал, занимаясь организацией КВНов. И в какой-то момент меня позвал старший товарищ: сказал, что открывает ночной клуб, не хочу ли я пойти туда управляющим. А мы с ним давно работали, вот я и пошел.
Когда мы начинали, это был очень прибыльный бизнес, были хорошие деньги. Это – 2012 год. Но я думаю, что это неудачная бизнес-модель, потому что у нас не было, по сути, активов: чужое помещение, чужое оборудование – ничего нашего не было, а были большие платежи.
Ну и плюс к тому это было 6 точек в разных городах: Великий Новгород, Псков, Липецк, Мурманск – не такие уж большие города. В итоге получалось, что какие-то города приносили прибыль, а какие-то – нет. Например, Великий Новгород приносил прибыль, а, допустим, Псков прибыль не приносил.
- Почему же вы не закрыли убыточный клуб?
- Мы были такие молодые, нам было по 25, наверное, лет, мы хотели создать нечто большое: да, предприятие прибыль не приносит, да, оно откровенно генерировало убытки, но у нас такая гордость была, что вот сейчас мы откроем 50 точек по всей стране. Закрыть точку — это как бы удар по самолюбию.
А так как мы все были из небогатых семей, то денег у нас не было. Я помню, это был 2018 год, у меня уже накопилась задолженность перед поставщиками, перед сотрудниками. Я надеялся, что, как обычно, январские праздники принесут ночным клубам много денег, потому что люди после Нового года, потом неделю ходили по ночным клубам и тусили, выпивали там и так далее. А в 2018-м Новый год вообще оказался провальным: во всех шести городах у меня работали ночные клубы, и во всех было очень плохо.
И у меня уже оказались такие долги, которые нечем было платить: по аренде, по зарплате. Люди уже не выходили работать, и собственно остался один вариант - закрываться. Потом мне сказали, что надо было раньше сворачиваться.
— Понятно. Ну вот теперь у Вас блог, Вы разговариваете с предпринимателями. Вы не испытываете трудностей в том, что им не очень хочется говорить?
— В целом, конечно, испытываю, но у меня есть, как бы воронка продаж, у меня есть воронка героев для статей, часть предпринимателей просто не готова говорить, например, про свои цифры.
— Ну, это большинство, по-моему, предпринимателей на цифрах запинаются.
— Ну да, это такая чувствительная информация, а я знаю, что это – важная информация, которую читателям блога интересно узнать: про прибыль, про вложения. Соответственно, у меня просто есть условия: я предварительно разговариваю с предпринимателями, и, бывает, оказывается, что они на это не готовы. Однажды мне один из предпринимателей-производственников просто сказал: мне кажется, что у вас не блог, а сбор инсайдерской информации для конкурентов.
- Мне кажется, боятся не только этого.
- Конечно, отказываются по разным причинам, но итог один: я просто не могу опубликовать этот материал, и, если все эти подробности выясняются во время предварительной беседы, я просто не беру интервью. Но при этом не все интервью, которые у меня вышли, содержат сведения об интервьюируемых, часть интервью анонимные, поскольку предприниматели не хотели бы быть узнанными.
— Увы, очень знакомая ситуация.
— Наверное, да. Но в целом довольно много предпринимателей, особенно крупные, у которых обычно всё в белую, готовы честно всё рассказать: скрывать им нечего, а пиар для них, всё равно, большой.
— А сколько у вас подписчиков в блогах, если не секрет?
—Это не секрет: в Телеграме сейчас 46 тысяч подписчиков.
— Много.
— Спасибо.
—Вы, как я понимаю, общаетесь с крупным и средним бизнесом.
— Больше, наверное, да. У меня было какое-то количество интервью с малым бизнесом, но среднего больше всего. Крупного тоже немного.
— Вот как эти люди оценивают свое сегодняшнее положение?
— Ну тут, знаете, мне кажется, по-разному. В каких-то сферах у людей кризис, они говорят об этом. А, если взять какие-то общие проблемы, они, наверное, все понятные.
Многие переживают за процентную ставку: дорогие деньги, проблемы в целом. Ну, опять же, например, производственники раньше рассказывали о том, как они могли получать очень хорошие предложения от разных фондов, когда им, по сути давали от государства средства, чтобы купить оборудование, обновить оборудование. Сейчас с этим потяжелее. Но опять же ситуация, как во время ковида: у кого-то в целом бизнес упал, как тогда общепит, например, а у кого-то наоборот - очень сильно вырос.
То есть очень много бизнеса, который начал зарабатывать на импортозамещении, из-за того, что зарубежные конкуренты ушли. И они стали занимать эти ниши, и в целом эти предприниматели чувствуют себя нормально.
Из общих проблем, наверное, эта ставка ЦБ. Ещё проблема с людьми: понятно, что рабочие специальности очень сильно подорожали, в том числе и неквалифицированные работники. Там, где на производствах требуется неквалифицированная работа, из-за ряда причин, в том числе из-за СВО, средняя зарплата точно выросла.
— Предприниматели, не афиширующие своих имён, открыто говорят: нас в городе 20−30 тысяч были нормальной зарплатой, а теперь на военных заводах 70−80 тысяч. Куда люди идут?
— Это про Петербург, да?
— Нет, это про совершенно другой город. Областной центр, где есть, по-моему, три военных завода, которые разрослись в последние три года и забирают людей со средним техническим образованием и просто квалифицированные рабочие кадры.
— Ну это да, конкуренция за этих людей выросла.
- Что ж, давайте вернёмся к вашему теперешнему бизнесу: такой вид бизнеса, как блог, не слишком, но всё же новая форма. От чего зависит финансовый успех блога с вашей точки зрения?
- Здесь надо говорить о целом ряде вещей, не столь известных широкой публике.
- Например?
- Например, что Телеграм – немножко нестандартная социальная сеть. Он, строго говоря, не социальная сеть, он больше похож, на базу рассылок по e-mail'ам. Это - база рассылок людям, которые согласились получать от кого-то какую-то информацию. В моем случае это все построено на статьях: я пишу большие статьи, примерно по 20 страниц А4, с иллюстрациями, с картинками, с цифрами. И, прежде всего, меня читают на «VC. RU», на сайте «ХАБР», на сайте «Smart-lab» – это такие, UGC-сайты (UGC-контент (User Generated Content) — это любой контент, созданный пользователями или клиентами бренда. Это может быть фото, видео, отзывы, комментарии, посты в социальных сетях. UGC-контент создают не профессиональные маркетологи, а обычные потребители – В.В.). Раньше был популярный Живой журнал, он так работал. Сейчас там просто меньше охватов, меньше людей, но механика такая, что вы можете написать статью, и если людям она заходит, если она нравится, если тема интересна, то, соответственно, распространение этой статьи зависит от интереса аудитории. Во всяком случае какое-то количество лет назад это было возможно.
Если мы говорим про блогерство, как в моем случае, когда это бизнес, то его ведут очень по-разному: есть много блогеров, которые просто покупают платную рекламу, участвуют в каких-то конкурсах, проводят взаимные обмены, размещение других блогов… В моем случае это делается за счет уже названных мною сайтов, где люди читают, и там тоже очень простая механика: если вам понравилась эта история, вы можете подписаться на канал.
Вот Вы спросили: блог для души или для коммерции. На самом деле, это очень сложно: конечно, если бы блог мне ничего не приносил с точки зрения денег, мне было бы очень тяжело заниматься им так долго, потому что надо было бы зарабатывать чем-то другим. Я работал после того, как мой бизнес рухнул, работал менеджером по продажам, маркетологом, рос по карьерным лестницам, работал в крупных компаниях.
Но, если мы говорим про блог, он занимает порядка 25 часов в неделю. Если брать нормальную рабочую неделю в 40 часов, то у меня остается еще часть времени не агентство, где мы пишем на заказ для компаний.
- Но это – когда блог приносит деньги.
- Да. Если у вас нет 10 тысяч подписчиков в Телеграме, по крайней мере, у меня так было, деньги вам никто не предложит. А 10 тысяч подписчиков - это где-то полгода работы, по сути, просто бесплатной работы по 25 часов в неделю.
Беседовал Владимир Володин.