Прокуратура Алтайского края подала 32 иска к АЗС, которые продавали топливо по лимиту, чем нарушили права потребителей
В связи с выявленными нарушениями законодательства о защите прав потребителей на автозаправочных станциях, расположенных в регионе, городскими и районными прокурорами Алтайского края в период с 26.04.2011 по 04.05.2011 предъявлено в суд 32 иска в интересах неопределенного круга лиц.
Действия коммерческих организаций, допустивших дискриминацию потребителей по признаку наличия или отсутствия топливных карт и карт лояльности, нарушают законодательство о защите прав потребителей, так как они не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Таким образом, Гражданским кодексом РФ обязанность по заключению публичного договора возлагается на коммерческую организацию, которая должна осуществлять продажу ГСМ каждому физическому лицу (потребителю) по характеру своей деятельности. Отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности исполнить договор не допускается.
Единственным основанием, дающим право коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора, является отсутствие реальной возможности его заключения.
В настоящее время исковые заявления находятся в производстве суда, не рассмотрены. Судами края по указанным искам принято 8 обеспечительных мер о запрете ответчикам отказывать в продаже нефтепродуктов потребителям, не имеющим карт лояльности и топливных карт, а также ограничивать объемы приобретаемого продукта.