Vladimir V. Buyev

Владимир Буев, президент группы компаний «Тезаурус», вице-президент НИСИПП. Илья Хандриков, глава Всероссийского движения «За честный рынок». Кому и зачем нужны предпринимательские сообщества. Часть первая

В сегодняшней жизни отечественных предпринимателей все острее чувствуется необходимость объединения в какие-то сообщества. Открытое давление государства на бизнес, прежде всего малый и средний, подталкивает к созданию хоть каких-то общественных организаций, которые пытались бы защищать своих членов.
Увы, защитить кого-либо получается далеко не всегда, но в стране, кроме трех основных предпринимательских организаций (РСПП, «Деловая Россия» и «ОПОРА России») существует еще множество мелких бизнес-сообществ, пытающихся заниматься общественной деятельностью, в основном – защитой попираемых прав бизнеса. И есть люди, готовые этим заниматься. Яркий тому пример – Дина Крылова, беседа с которой только что была опубликована на нашем сайте, оставившая занятия бизнесом и ставшая общественным деятелем в этой сфере.
С просьбой высказать свое мнение о том, зачем нужны предпринимательские сообщества, мы обратились к эксперту, занимающемуся исследованиями предпринимательства в России, Владимиру Буеву и к Илье Хандрикову – человеку, занимающемуся в том числе общественной деятельностью, связанной с защитой прав бизнеса.

- Господа, с одной стороны, мы видим, сколь малочисленны и бессильны различные предпринимательские сообщества, созданные по инициативе снизу. Но, с другой стороны, создается странное впечатление: предприниматели, и это мы прекрасно помним по опыту бизнес-форумов, в организации которых НИСИПП принимал участие, готовы съехаться отовсюду, оторвать от себя деньги, для малого бизнеса немалые, при этом не слишком четко понимая, зачем они это делают. Лишь бы принять участие в общественном мероприятии.

В. Буев: На самом деле, есть несколько мотиваций, которые могут подвигнуть бизнес к общественному самовыражению. Если мы говорим о реальном малом предпринимателе, который ежедневно зарабатывает свой хлеб насущный и кормит семью (и здесь не играет роли, торгует он чем-нибудь или что-то производит)…

- Сидит, никого не трогает, примус починяет.

В. Буев: Да, как в известном романе. Так вот для него общественная деятельность очень мало значит, практически ничего. Он никогда в эту общественную деятельность не пойдет. Когда этого человека как следует прижмет в конкретной ситуации, он будет страдать, кричать, пищать, искать таких же, как он, обиженных и прижатых. Но это речь будет идти именно о конкретной ситуации. Для них общественное самовыражение – это форма решения конкретной проблемы, если она возникла. Если проблем нет, бизнес спокоен и не рыпается.
Мы все это проходили, когда с нашим участием возникали клубы предпринимателей и мы пытались их развивать. Правда, это было так давно, что стало почти неправдой. Есть проблема – бизнесмен приходит: да, я буду участвовать в клубе, заниматься общественной работой на благо всего предпринимательства. Помогли решить его конкретную бизнес- или небизнес-проблему – ему в кругу подобных становится нечего делать и скучно.

- А когда не стало «своего» депутата Госдумы, посылавшего запросы, клуб вообще прекратил свое существование.

В. Буев: Если мы говорим совсем о конкретной ситуации, то да. И это нормально для человека, который занят делом. Ему не нужна ни общественная, ни политическая деятельность, если у него нет своей кровной заинтересованности, если никто не трогает его дело.
Это – одна мотивация. Другая – чем крупнее бизнес, тем лучше у него все налажено в плане неручного управления: потребители и поставщики есть, средства уже накоплены, бизнес-механизм вертится. Ежедневно зарабатывать на хлеб насущный уже не нужно. И возникает другая мотивация, ищутся другие стимулы для самого себя. Становится более интересным включение в уже существующие общественные институты или создание собственных предпринимательских объединений, где можно заниматься общественной деятельностью. Это – другая мотивация: пиар, когда тебя узнает народ, самореализация в общественной сфере. Человек начинает светиться на телевидении. Создается совсем другая ситуация вокруг персоналии-интересанта. Но это уже совсем не обязательно имеет отношения е бизнесу, хотя такой пиар и может служить средством его рекламы, продвижения, чтобы в перспективе сделать его еще крупнее. Есть и еще одна мотивация: бизнеса своего уже никакого нет, а желание некоей самореализации и купания в свете софитов никуда не делось. И тогда возникают бизнес-тусовки, где такие предприниматели находят выход своим потребностям самореализации. Зачастую эти потребности превращающихся просто в потребность находиться в таких тусовках. Быть на виду, «защищать интересы бизнеса вообще».
Я не психолог, но мне кажется, что у этой группы людей возникает какая-то психологическая потребность заниматься общественной деятельностью. Причем становится уже не слишком важно, кого именно защищать: кто-то защищает предпринимателей, кто-то потребителей, кто-то и тех, и других одновременно (широким фронтом). И здесь сфера не так важна: профессионально, конечно, тянет к чему-то близкому, но, если есть желание удовлетворять какие-то свои психологические потребности, то главное – защищать.

- А как смотрит на эти вопросы представитель самой предпринимательской общественности? Зачем нужны бизнес-сообщества, у которых к тому же не хватает сил и средств для реальной защиты своих членов?

И. Хандриков: Сегодня, в зависимости от информированности, коммуникабельности и вхождения предпринимателя в различные бизнес-сообщества, он может ежедневно участвовать в самых различных общественных мероприятиях. Это – форумы, конференции, слушания, круглые столы, штабы, фокус-группы, совещания, клубы и так далее.
Весь этот гигантский массив тусовок просто невозможно посетить, и часто приходится выбирать, исходя из важности обсуждаемых вопросов и обязательности тех или иных мероприятий. Тем более, что, во-первых, у каждого предпринимателя есть основная работа, а, во-вторых, некоторые мероприятия можно посмотреть и дистанционно.
Если предприниматель принадлежит к какому-то бизнес-сообществу, то, как правило, с определенной периодичностью он участвует в его заседаниях. Это может быть целый спектр мероприятий от конференций до рабочих групп и секций. Важность этих встреч трудно переоценить.
Отдельно стоит отметить мероприятия различных бизнес-школ (тренинги, конференции и др.), которые направлены на обучение предпринимателей, на повышение их профессионализма. Как правило, такое обучение является платным, но с целью вовлечения в «проект» существуют и бесплатные мероприятия. Не вижу в этом ничего зазорного. Более того, бизнес-образование является важнейшей составляющей развития бизнеса. Другое дело, что высокая мотивация и нацеленность менеджеров подобных проектов на достижение результата часто ведет к использованию методов «промывания мозгов» - ориентацию бизнеса только на повышение эффективности работы его бизнес-модели и использования современных маркетинговых схем как панацею от всех бед, выбрасывая, словно ненужный хлам, механизмы защиты своих прав.
Ряд сообществ строит свою работу, используя для увеличения количества участников клубную форму, где сочетается деловая и тусовочная составляющая. Такие мероприятия притягивают предпринимателей возможностью лучше познакомиться с коллегами и поучаствовать в различных презентациях продукции. Нередко подобные мероприятия привязываются к различным праздникам и могут проводиться как в больших залах, так и на пленере. Складывается впечатление, что эта форма является наиболее массовой.
Хочется понять, к какой категории мероприятий относится большинство проходящих у нас форумов и конференций? Как правило, эти мероприятия имеют своей задачей формирование компетентного заключения (мнения) сообществ различного уровня на те, или иные вызовы (постановления правительства, законодательные акты и др.), с целью поиска путей выхода из сложившейся, часто негативной, для бизнеса ситуации.

Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.

 

Share