Vladimir V. Buyev

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, президент группы исследовательских компаний «Тезаурус»: Сможет ли новый закон защитить бизнес. Часть первая

- Опять у нас вопросы к законам, защищающим малый и средний бизнес?

- Речь пойдет о том, как действует или как не действует новый закон. Планировалось, что он вступит в действие с 1 июня этого года, но потом срок был перенесен даже на месяц раньше.

- Видимо, потребность в таком законе была очень велика.

- Да. Это закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля.

- Ну, это тот самый закон, с вступлением в действие которого чиновники должны были перестать "кошмарить" бизнес, как выразился в свое время президент Медведев. Хотя, по-моему, подобный закон у нас уже был.

- Действительно, это - новая версия уже существовавшего с 2001 года закона, принятого в свое время в так называемом "пакете Грефа" вместе с законом о регистрации и лицензировании отдельных видов деятельности.

- Ну да: Герман Оскарович Греф был в то время самым известным и самым высокопоставленным либералом страны и пытался защитить бизнес от чиновников.

- Совершенно верно. И вот теперь вступила в силу новая ипостась этого закона. Понятно, что в старый закон внесен целый ряд новаций, хотя я бы не сказал, что их много. Тем не менее, стоит отметить самое основное новшество: речь идет об ограничении по совокупности часов или дней проверок, которые можно производить за год. Это ограничение распространяется на малый и средний бизнес (включая и микро-бизнес).

- Да, я помню, как в кулуарах конференции ОПОРы России я задавал вопрос Андрею Шарову, который впервые на моей памяти заявил о проекте такого закона. "Как мелкий предприниматель, - спросил я тогда, - сможет отбиться от проверяющего, если на эту самую предельную совокупность часов и дней его уже проверили". Шаров (он, по-моему, тогда был зам министра экономики) ответил, что речь идет об объединении федеральной власти и предпринимателей против чиновников среднего и низшего звена. Именно в них он видел основную угрозу малому предпринимательству в России.

- И вот сейчас, действительно можно сказать очередному проверяющему: извините, но 50 часов, положенных на проверку моего предприятия уже истекли. Хотя, конечно, процедурно еще не все должным образом урегулировано. К тому же проблемы правоприменения пока до конца не выявлены.

- Какое может быть правоприменение, когда вполне конкретным чиновникам хотят помешать требовать с бизнеса свою административную дань?

- Но ограничения по совокупности относятся только к плановым проверкам. А есть еще и внеплановые проверки, которые теперь можно проводить только с санкции прокурора. И вот за истекшие месяцы мы увидели, как эта норма закона начинает работать. Причем очевидно, что в ряде регионов она работает уже достаточно активно.

- А уже есть какая-то статистика?

- По ряду регионов есть. В частности мы можем сказать, что в Свердловской области в органы прокуратуры поступило из различных контролирующих органов свыше трехсот заявлений с предложением согласовать внеплановые проверки. И более чем на двести намечаемых проверок прокуратура санкции не дала. Контрольным органам было отказано и из-за того, что для внеплановых проверок нет оснований, и из-за неправильного оформления документов.
Так, например, Роспотребнадзор в марте этого года проверил некую конкретную фирму и никаких нарушений в ее деятельности не нашел. И вновь эта фирма попала в число тех, где Роспотребнадзор решил провести внеплановую проверку.

- Это, как в известной истории с киевским князем Игорем, который решил повторно собрать дань с древлян. Кончилось это для него плохо.

- Я не знаю, почему не было отмечено никаких недостатков: может быть, их действительно не было, а, может быть, фирма и откупилась. Тем не менее, фирма попала в список тех, кого необходимо согласовать с прокуратурой для новой, уже внеочередной, проверки. А оснований нет. И прокуратура отказывается выдавать разрешение: зачем вы туда идете, если недавно проверяли эту фирму и никаких нарушений не нашли. И это - типичная региональная история.
Или такой пример: в Югре есть небольшой город Пытья. И там за два месяца было подано 9 заявлений на проведения внеочередных проверок. Прокуроры дали согласие только на 5. Очевидно, что, если согласие дается лишь в 40 - 50%, значит органы власти, требующие от предпринимателей безукоризненного соблюдения законов и различных подзаконных актов, а главное - безукоризненного оформления разнообразных документов…

- Сами не могут ничего соблюсти.

- Конечно! Они начинают оформлять собственные документы и не могут это грамотно сделать. Либо выясняется, что их действия незаконны. Они не могут правильно обосновать эти действия. Они не могут грамотно представить основания для проведения внеплановых проверок.
То есть речь идет либо о катастрофическом недостатке квалификации, либо об откровенном желании проводить незаконные проверки.
В Тверской области за два месяца в прокурорские органы поступило 89 заявлений от контролирующих органов на согласование внеплановых проверок. Отказано в 31 случае.

- Ну, хотя бы явно меньше половины.

- В Курганской области на начало июля было 114 подобных заявлений. Согласовано только 50 проверок. Это уже меньше 50%.
В Челябинской области - 89 заявлений и 22 отказа.
Во Владимирской области подано 60 заявлений, согласовано только 25.
Это означает, что в целом ряде регионов прокуроры отвергают значительную часть заявлений на внеплановые проверки.

- Те, которые до вступления в силу закона были бы обязательно проведены.

- Конечно! А сейчас по тем или иным причинам они признаются незаконными.
И такие сведения поступают из разных регионов. Закон заработал, прокурорские органы требуют серьезного обоснования проведения внеплановых проверок. Теперь важно, чтобы это не стало просто очередной кампанией: закон только что принят, и все проявляют активность, пройдет немного времени, и все вернется на круги своя.
Для нормального развития экономики необходимо, чтобы на место ставили не только предпринимателей, нарушающих законы или неправильно ведущих себя на рынке, но и тех представителей власти, которые сами нарушают закон ради получения административной ренты.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

 

Share