Vladimir V. Buyev

Владимир Буев. Господдержка МСП в РФ: и конь, и уж, и ёж, и трепетная лань…

В IV тысячелетии до нашей эры Египта было целых два: Верхний и Нижний. С «высоты» нашего века отличий между ними историки и археологи выявляют не особо много за исключением того, что… что цари Верхнего (южного) носили на голове белую корону, а цари Нижнего (северного) — красную. Красное и белое, но не по Стендалю, а как аллегория баланса противодействующих и мирно сосуществующих бок о бок сил: инь и ян.

…"Исторически" в новой России «боролись» или сосуществовали рядом два «господхода» к развитию предпринимательства. Первый подход — «поддержка»: подразумевает, как правило, прямое или косвенное госфинансирование сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) в любом из «инструментов» (гранты, разного рода субсидии, компенсации, гарантирование и т.д.). Второй: не надо поддерживать, надо создать благоприятные условия в сфере налогообложения, регуляторики и правоприменения, в остальном бизнес разберется сам, как ему и положено на рынке (подход «создание условий»).

Действующий в 1990-х — начале 2000-х годов механизм государственной поддержки малого предпринимательства через разработку и реализацию федеральных и региональных программ себя не оправдал (первая итерация подхода «поддержка»). От него отказались, сделав упор на дерегулировании и дебюрократизации (первая итерация подхода «создание условий»).

Однако, с 2005 года возникла попытка скрестить «ежа с ужом», «коня и трепетную лань»: «хорошая госрегуляторика» плюс «хорошая господдержка». Вторая итерация подхода «поддержка» (давно забытое старое, которое, впрочем, забыть не успели) получает развитие именно в 2005 году (в этот же период появляются признаки «затухания» подхода «создание условий», связанного с дерегулированием и дебюрократизацией) и продолжается по наши дни. «Поддержка» сегодня, ничем особо не отличаясь от «модели» 1990-х — начала 2000-х годов, при этом взращивает на федеральном и региональном уровнях особые «группы интересов», весьма далекие от реальных проблем предпринимательского сектора экономики (денег на «поддержку МСП» только по линии МЭРа ежегодно выделяется 18-20 млрд рублей).

А «регуляторика» и «правоприменение» получили вектор, обратный тому, что при Грефе называлось «дерегулированием и дебюрократизацией». В последнее время «события обратного вектора» (и реализованные, и пока нереализованные) оказались слишком спрессованными всего в несколько месяцев.

Из реализованного:

— В Налоговом Кодексе появилась новая глава «Торговый сбор», который с середины 2015 года имеют право ввести у себя пока только Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. По сути это обязательный платеж на объектах торговли (для организаций и ИП-шников, применяющих как общий, так и упрощенный режим налогообложения). Платить сбор, рассчитанный исходя из площади, нужно будет платить ежеквартально.

— Роспотребнадзор всего одним абзацем-поправкой в законе, изменяющем ряд других законов получил возможность без предупреждения проверять всех и вся (свой поднадзорный объект): «При организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется…». Обоснование всего пакета поправок из разряда «лучше не придумаешь»: спасти народ от «фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Таким образом, Роспотребнадзор оказался по сути последним органом, «вынырнувшим» из-под действия закона «О проверках» («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля /надзора/ и муниципального контроля»). Чем уже не преминул воспользоваться даже до вступления закона в силу. Начиная с 2008-го года (как был принят этот закон) все органы контроля/надзора неустанно доказывали, что у них есть свои «особые особенности» и они под действие этого закона подпадать не должны — у большинства получилось, Роспотребнадзор «припозднился». Интересный «кейс» привел в середине декабря 2014 года бизнес-омбудсмен Иркутской области Алексей Москаленко: «Вчера вечером позвонила мне предприниматель из Усолья-Сибирского, сказала, что в пятницу вечером её пригласили в местный Роспотребнадзор и вручили уведомление о проведении внеплановой проверки по указу Президента номер 560 от августа этого года (насколько я понимаю по импортным санкционным продуктам). Начало проверки 14.12.14, т.е. сегодня, в воскресенье???! Попросила меня в ней участвовать, но я физически не смогу это сделать. Созвонился с руководителем Роспотребнадзора по Иркутской области, хотел получить подтверждение, что это по его распоряжению происходит, а не самодеятельность в районе. Подтвердил, что это так и есть, сказал, что получено задание сверху повально проверить всю торговлю и начать с 13.12.14, т.е. с субботы! Сегодня связался с предпринимателем, она сказала, что проверяли не только импорт, но все повально: и чистоту, и местные продукты, в общем все. На какие-то продукты не было накладных, т.к. бухгалтерия отдыхает, сейфы, шкафы закрыты, некому показать. На эти продукты выдали предписание о приостановлении торговли…». Такие проверки прошли по всей Руси Великой.

— Помимо этого, «накладкой сверху», в январе текущего года по всей стране прошли массовые проверки торговых сетей Генеральной прокуратурой, которая ранее считалась «защитницей бизнеса». Под раздачу попал не только крупный торговый бизнес, но и многочисленные средние и малые магазинчики (не везде же «сети» раскинули свои «сети») и множество индивидуальных предпринимателей. Формально проверяли цены, вернее, уровень их роста на «социально значимые товары»: мясо, рыба, крупы, яйца, овощи, фрукты (и прочие продукты), масло, молоко, чай сахар и соль (разве что не спички). Но фактически опять же проверяли «всё», что можно и нельзя (транспортную документацию, договоры с поставщиками, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, прав потребителей, правил торговли — например, как расставлены ценники), зачастую включая в состав «контрольно-надзорных групп» Федеральную антимонопольную службы, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и т.д. Возбуждены сотни административных дел по статьям 6.3 («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»), 14.15 («Нарушение правил продажи отдельных видов товаров») и 14.43 («Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов») Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из почти реализованного (ждите):

— Министерство финансов намерено почти в два раза увеличить ставку при расчете пени по налогам (вместо ставки рефинансирования, которая сейчас составляет 8,25% применять ключевую ставку в 15%). «Обоснование»: бюджет теряет, а бизнес пользуется «временно свободными» средствами, возникающими из-за неуплаты налогов вместо того, чтобы кредитоваться в банках (где «заемный» капитал намного дороже). Оставим в стороне риторический вопрос, где сейчас из-за недостатка ликвидности найти в банке вообще любой кредит.

— Эксперты заметили, что предлагаемые изменения в статью 199 УК РФ (приняты в первом чтении) по сути вводят уголовную ответственность юридических лиц в случае, если их учредители или исполнительные органы знали или «должны были знать» об использовании возможностей и имущества юрлиц для уклонения от налогов и сборов. Давняя мечта Следственного комитета, забракованная во всех экспертных дискуссиях, но вышедшая «катаньем» (прямо про уголовную ответственность юрлиц в законопроекте ничего не сказано).

— Даже на март планы работы Госдумы по-социалистически «ударны»: снижение порога перехода на обязательное представление налоговых деклараций в электронной форме для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых составляет более 50 человек; введение новых процедур и «уточнение порядка проведения отдельных действий в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля»; ежеквартальное представление в налоговые органы расчета сумм налога на доходы физлиц (НДФЛ), исчисленных и удержанных налоговым агентом; введение ответственности налоговых агентов в виде штрафа за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ в размере свыше 1000 руб; повышение ставок акцизов на табачные изделия; изменение показателей для применения «упрощенки» и т.д…

При этом в сфере реализации подхода «поддержка» задумано нечто «глобальное» (что конкретно, еще мало кто знает): объединить функции поддержки малого и среднего предпринимательства на основе уже существующего (не так давно созданного) Агентства кредитных гарантий и, видимо, добавить на это благое дело ещё много-много денег… Согласно недавнему исследованию агентства Magram Market Research, Промсвязьбанка и «Опоры России» (на основе опроса 2000 компаний в 19 регионах), в последнем квартале 2014-го года снижение продемонстрировали почти все составляющие деятельности МСП: бизнес-ожидания, продажи, прибыль, доступность финансирования, готовность к инвестициям.

Кто кого съел: «хорошая регуляторика» (и правоприменение) или «хорошая господдержка»? Или, как говаривал в анекдоте классик, «оба хуже» и одно дополняет («камуфлирует») другое?

…Царь в белой короне с говорящим именем Скорпион победил Красное царство, объединив оба государства в одно. Но опять же с высоты нашего века ненадолго. Государства снова стали «независимыми». Но тоже ненадолго. Через сотню лет «Белый царь» снова оказался на коне, покорил Красное. Историческая находка в храме Иераконполиса (камень с резьбой царя) двуцветна: с одной стороны — белая, с другой — красная. Но остался в истории и такой факт, что «объединенный» царь Нармер-Менес (Владыка Двух Земель, основатель Первой династии и столицы Египта Мемфиса) носил на голове красную или «двойную» корону (красная «поставлена» на белую). Столетия спустя Красное и Белое царство не прекратили борьбу и «сосуществование рядом». Жестокая гражданская война в Египте положила основание Третьей династии, а статуи победоносного южного государя по имени Хасехем, найденные в Нехене (западная часть Иераконполиса), изображают царственную особу уже в исключительно белой короне (при этом в жены указанный Хасехем взял, разумеется, принцессу из красного Нижнего Египта).

И конь, и уж, и ёж, и трепетная лань…

вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев специально для ИА REGNUM
 

Share