Vladimir V. Buyev

Государству полезно знать об эффективности поддержки предпринимателей

Про неустроенность и непонятную даже с точки зрения официоза эффективность существующей сегодня федеральной системы господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП), которую курирует профильный департамент Минэкономразвития, и раньше не говорил только ленивый. За прошедший уже почти десяток лет, когда выстраивалась нынешняя общероссийская система мер и каналов поддержки МСП, официальный или даже полуофициальный анализ их эффективности так и не был проведен. Не была разработана и методика анализа. Соответственно эффект использования миллиардов рублей остался невыясненным.

Причиной отсутствия оценки господдержки предпринимательства является отсутствие интересантов. Только в первом полугодии текущего года работа хоть и со скрипом, но началась: в настоящее время она проводится одной из международных аудиторских компаний в интересах профильного департамента МЭР (но отнюдь не на деньги ведомства). Правда, стоит отметить, что конечным результатом работы опять же будут не анализ и оценка как таковые, а только методология. Но о результатах пока ничего не слышно (а когда они появятся, нет уверенности, что станут публичными).

Независимые российские эксперты уже много лет неоднократно указывают на отсутствие социальных и экономических эффектов от существующей системы, которую, по сути, и системой-то назвать сложно, ибо целостность ее элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом, существует только в плане выбивания средств из бюджетов и их распределения среди многочисленных (или немногочисленных) интересантов.

Одним из забавных подтверждений сомнительности эффектов стали результаты "экспертно-аналитического мероприятия", проведенного Счетной палатой, с длинным официальным названием "Анализ эффективности использования субъектами Российской Федерации субсидий в 2012 и 2013 гг. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), а также обоснованности критериев, используемых при распределении между субъектами Российской Федерации указанных субсидий". В ходе этого мероприятия, как заявлялось, "было выявлено множество системных проблем и недостатков, которые не позволяют использовать средства федерального бюджета максимально эффективно", обнаружен "сугубо формальный подход к вопросу выделения субсидий и контролю их использования". По сути данное мероприятие стало второй проверкой, проведенной в части использования средств федерального бюджета, выделенных на "поддержку МСП". Первой несколько лет назад была проверка Росфиннадзора, и результаты тоже были крайне неблагоприятными для поддержанцев, но и тогда обошлось, и сейчас, во всей видимости, тоже обойдется.

Зато стала известна реплика из разряда нарочно не придумаешь. 23 мая на сайте Счетной палаты была опубликована цитата аудитора Сергея Агапцова: "Отдельно отмечу Волгоградскую область, где субсидии в размере 70 млн руб. использовались в течение восьми лет без достижения результата, а затем в 2014 году были возращены в федеральный бюджет". Ровно месяц спустя, 23 июня, в СМИ появилась такая информация: "Волгоградская область получит дополнительные средства на поддержку малого и среднего бизнеса... На заседании регионального кабмина врио губернатора Андрей Бочаров отметил, что речь идет о привлечении из федерального бюджета 150 млн руб. Из областного бюджета при этом будет выделено 37 млн".

Собственно, в таких сюжетах как в капле воды и отражается вся федеральная система господдержки МСП и "получаемые" от реализации "программы" экономические и социальные эффекты, которые невооруженным глазом вообще сложно увидеть.

 

Источник - http://itar-tass.com/opinions/2156

 

Share