Vladimir V. Buyev

В три приема

"Российская газета - Экономика Северо-Запада"

Принятая правительством РФ дорожная карта «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» призвана облегчить жизнь бизнесу. Предполагается снизить к 2018 году количество этапов «госпрописки» нового предприятия с девяти до трех, а срок — с тридцати до пяти рабочих дней.

Декларируется, что предпринимателям, открывшим свое дело, будет предоставлено право подавать документы для оформления через посредника — регистрационного агента (нотариуса, адвоката, банк), а также использовать типовые уставы. Оптимизация межведомственного взаимодействия должна привести к сокращению нормативных сроков постановки хозяйствующего субъекта на учет во внебюджетных фондах.

Однако сложность регистрации нового бизнеса, по отзывам его представителей, давно уже потеряла былую остроту на фоне массы более серьезных проблем. Во всяком случае, в последнее время эта тема не всплывала ни в одном опросе бизнесменов. При необходимости получить «юридическую оболочку» предприниматели заказывают ее в специализированных фирмах, занимающихся регистрацией «под ключ». При этом нельзя сказать, что сроки (от одного до пяти дней) и оплата такого рода услуг воспринимаются бизнесом как обременительные. Цены колеблются от 2—3 тысяч рублей для «индивидуалов» и для обществ с ограниченной ответственностью. В Калининграде, например, стоимость регистрации ИП в среднем стоит 3,6 тысячи рублей, юрлица — 6,5 тысячи, в Вологде — от 4 до 6 тысяч, в Архангельске — от 3 до 8 тысяч, в Санкт-Петербурге — от 6,5 до 11 тысяч рублей. Есть варианты и дешевле. Спрос диктует предложение. К тому же проходить через регистрацию предпринимателю приходится не так часто.

Более серьезной по затратам (от 10 до 25 тысяч рублей) представляется проблема ликвидации юрлица, которая иногда растягивается на много месяцев. Самоликвидатору приходится прибегать к различным обходным правовым схемам или просто «сбрасывать оболочку», прекращая сдавать даже «нулевую» отчетность. Вопрос этот не решается, возможно, потому, что он никак не влияет на наше место в рейтинге Doing Business (Всемирный банк при его составлении обращает внимание только на «выход» на рынок, а не на «уход» с него). Между тем поставлена задача к 2018 году подняться с нынешнего 112-го места в рейтинге до 20-го. На мой взгляд, передвинуться вверх поможет изменение законодательства, требующего от ООО до получения свидетельства о регистрации открыть накопительный счет и оплатить уставный капитал не менее чем в половинном размере. Во-первых, норма пустая и на практике не исполняющаяся (налоговики не требуют от заявителей подтверждения оплаты, а заявители не открывают накопительных счетов). Во-вторых, назвать ее обременительной для бизнеса по издержкам можно с натяжкой. Если этот пункт исключим, получим бонус в виде улучшения рейтинга — сокращения процедуры на один этап и на один день.

Дорожная карта предлагает отказаться при прохождении регистрации от печати. Заказ и изготовление ее с точки зрения методологии ВБ — отдельная процедура, требующая времени и денег. Отменим — и снова передвинемся. Упразднить печать в России предполагается в декабре 2014 года. Если уж решили, то зачем так долго ждать? Ведь и более важные изменения в законодательстве у нас, случалось, принимались сразу в трех чтениях и в гораздо более сжатые сроки.

 

Share