Vladimir V. Buyev

«Нарисовать» как модель и метод прогнозирования

«Национальная деловая сеть»

Прогнозирование – занятие малоблагодарное, даже если прогнозируемые показатели краткосрочны и «удалены» от нас всего на 2-3 года вперед. Со значениями этих показателей в сфере малого предпринимательства вообще никто никогда не «угадывал» даже в «урожайные годы», когда длина «накопленных» динамических (временных) рядов составляла больше 10 лет. После изменения сектора МСП как объекта статистического наблюдения в 2008 году даже методы экстраполяции в его прогнозировании стали не применимы – выравнивать нечего (статистика по «новому-старому» объекту у нас есть только за два, ну а если отбросить в сторону разные условности – максимум за три года)...

Тем не менее профильному департаменту МЭР, ответственному за развитие малого и среднего предпринимательства, проделать такой «фокус» удалось с блеском. Чеканным шагом длиной с точностью до миллиметра «мсп-шный солдатик» экстраполировался в светлое будущее. На Национальном конгрессе, проведенном в октябре 2011 года (секция по МСП), директору профильного департамента был задан вопрос, каким образом рассчитывались основные показатели сектора в «Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» (специальная глава «Малое и среднее предпринимательство»), на что был получен ответ «Вы хотите, чтобы мы больше нарисовали?». Стало понятно, что дальнейшие вопросы о моделях, методах и методиках прогнозирования, видимо, бессмысленны. Все вместе взятые они слились в единство (без борьбы) противоположностей – «нарисовать».

Чтобы было понятно, о чем речь, приведем только три из пяти «прогнозных показателя» Прогноза из серии нарисуем – будем жить:


Увеличить

С учетом того, что, согласно последним данным, в трехлетнем бюджете расходы на программу будут расти следующим образом: в 2012 году они составят 21 млрд. рублей, в 2013-м – 22 млрд., а в 2014-м – 23 млрд. – каждый следующий «шаг роста» будет стоить бюджету на один «ярд» дороже.

При каких вариантах может быть обеспечено такое поступательное движение вперед?

  • Первое. Растет только сектор МСП (крупный бизнес в своем развитии останавливается).
  • Второе. Рушится сектор крупного бизнеса, а малый и средний бизнес остается в «исходной точке» развития (при этом в структуре «показателя» динамика МСП становится положительной).
  • Третье. Более высокие темпы роста/прироста МСП (крупный тоже растет, но медленнее).
  • Четвертое. Оба сектора падают, но малый бизнес немного крепче удерживается на ногах.

Можно априори предположить, что даже если профильный департамент минэкономразвития при «рисовке» показателей ни о чем не задумывался, он явно не имел в виду второй и четвертый варианты. Намек – на вариант третий: экономика растет и процветает, а малый бизнес – аленький цветочек в саду, островок наивысшего благоденствия в море «просто благоденствия».

Одновременно департамент подзабыл о другой своей «картине маслом», - так называемой «проектной Карте», увидевшей свет в 2009-м году, а затем отредактированной в 2010-м:


Увеличить

Как видно, многие данные несопоставимы меж собой, поскольку профильный департамент как будто нарочито делал расчеты от различных совокупностей. По сути сравнивать за 2011 и 2012 годы можно только прогнозную долю количества МСП на душу населения. Но этот показатель поддается искусственному воздействию: так, минзравсоцразвития в последние неполных 3 года активно улучшал статистику для минэкономразвития, создав своими субсидиями на открытие собственного дела уже свыше 350 тысяч «новых бизнесов» (механические штампование «юридических оболочек»).

А вот прогноз на 2011-2012 годы в части ВВП можно охарактеризовать есенинской фразой «я теперь скупее стал в желаньях» (даже с учетом того, что в Карте «прогнозировалась» динамика доли только по юридическим лицам, а в Прогнозе, судя по терминологии, речь идет обо всем объекте МСП, включая индивидуальных предпринимателей). То есть количество МСП становится больше и в реальности, и в прогнозе, а прогноз по доле МСП в ВВП, как только будущее «приближается», корректируется в сторону уменьшения.

Между тем прошло-то чуть более полутора лет, как некоторые прогнозные показатели претерпели столь серьезную трансформацию.

В Прогнозе прогнозных показателей всего пять. В начале же прошлого года (речь о Карте) замах был такой, какого история прогнозирования сектора еще не знала и, видимо, уже не узнает: выстраивались прогнозные динамические ряды по свыше, чем сотня показателей (порой просто экзотических). Разумеется, все они планировались к безудержному росту. Вот этот далеко не полный перечень, который сегодня стесняются повторить:


  • Доля заказа (государства, муниципалитетов, естественных монополий и корпораций), размещаемого среди МСП;
  • Доля МСП, считающих недвижимость доступной;
  • Доля затрат на технологическое присоединение к объектам инфраструктуры в структуре расходов МСП на начальной этапе (1 год деятельности);
  • Доля субъектов МСП в совокупном объеме венчурных инвестиций с госучастием;
  • Доля кредитов, предоставляемых МСП в общем объеме банковского кредитования;
  • Доля МСП сферы связи, участвующие в оказании универсальных услуг связи;
  • Количество МСП, ориентированных на выпуск продукции с использованием инновационных технологий, получивших финансовую поддержку Роспечати;
  • Количество посещений интернет-ресурсов;
  • Удельный вес субъектов МСП в общем количестве организаций, принявших участие в госзаказе по отрасли культуры;
  • Объем работ (в деньгах), выполняемых МСП в отрасли культуры
  • Количество новых и развитых специализированных подразделений в инновационной инфраструктуре вузов;
  • Количество охранных документов по результатам интеллектуальной деятельности вузов для последующей коммерциализации;
  • Количество лицензионных соглашений вузов с инновационными МСП по передаче прав на использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • Доля МСП, занятых при выполнении работ в системе Минприроды России;
  • Расширение спектра работ и услуг, выполняемых МСП в геологоразведочном производстве (измерялся в %);
  • Обеспечение строительства объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения (измерялся в %);
  • Проведение мероприятий в области использования, охраны водных ресурсов и гидротехнических сооружений (измерялся в %);
  • Доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке субъектов МСП;
  • Доля услуг МП на международном рынке услуг автомобильного транспорта;
  • Доля услуг МСП на рынке услуг водного транспорта;
  • Доля услуг МСП на рынке услуг воздушного транспорта;
  • Доля услуг МСП в сфере энергоаудита;
  • Количество новых рабочий мест на МСП, осуществляющих энергоаудит;
  • Доля предприятий МСП в сфере физкультуры, спорта и туризма;
  • Доля платных услуг МСП в объеме услуг населению в сфере физкультуры, спорта и туризма;
  • Доля субъектов МСП, являющихся членами общественных организаций, выражающих их интересы, и саморегулируемых организаций от совокупного количества субъектов МСП.
  • Доля российских граждан, желающих начать собственное дело.

«Проектная карта малого и среднего предпринимательства» в свое время была неплохо пропиарена в СМИ, вызвала бурные дискуссии в экспертной среде (которые, к слову, профильный департамент вниманием не удостоил). Уже при появлении этой карты эксперты говорили, что прописанные в ней меры при нынешних подходах к поддержке будут работать вхолостую, так как направлены в основном на снятие ресурсных ограничений за счет так называемой «государственной финансовой поддержки», на попытку только денежными вливаниями создать стимулы для развития сектора. Между тем без повышения качества институтов и кардинального, а не косметического решения проблемы устранения административных ограничителей эффекта от накачки сектора деньгами не будет. Об этом говорилось и раньше, не потерял свою актуальность сей тезис и сегодня...

 

Share