Evgeny G. Litvak

Евгений Литвак, заместитель генерального директора ИКЦ «Бизнес Тезаурус»: ЖКХ и малый бизнес

Недавно ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» провел в рамках подготовки материалов к заседанию правительства Москвы по проблеме развития малого бизнеса в сфере ЖКХ исследование на эту тему. Прокомментировать результаты этой работы мы попросили Евгения Литвака.


- Когда в прессе или в частных беседах речь заходит о ЖКХ, все уверяют, что это ужасно. А каково Ваше мнение по этому вопросу после проведения исследований? Поможет здесь малый бизнес?

- К сожалению, я Вас не обрадую. Мы занимаемся вопросами ЖКХ не очень долго. Начинали с того, чтобы посмотреть, что же мешает малому бизнесу в различные сектора жилищно-коммунального хозяйства, разработать план мероприятий, с соответствующим финансированием, со сроками реализации. Определенного рода программа. Но столкнулись с тем, что все упирается в реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в его состояние в настоящее время. И, к сожалению, однозначного ответа на вопрос, приведет ли план мероприятий в случае его реализации к каким-то решениям проблем малого бизнеса, пока дать нельзя.

Какие-то очаговые проблемы будут решены, но в целом система ЖКХ за счет только решения проблем малого бизнеса, конечно же, не изменится.

- Вы говорите: за счет решения проблем малого бизнеса. Как я понимаю, это малый бизнес должен решать проблемы ЖКХ. Или сначала нужно решить его проблемы, чтобы он этим мог заняться.

- Это - как посмотреть: конечно, малый бизнес можно рассматривать как инструмент решения проблем ЖКХ, но тогда необходимо в значительной мере изменять управление этим комплексом. Это уже не проблема малого бизнеса, это - административно-хозяйственная проблема в данном секторе экономики.

Если задаться просто проблемой малого бизнеса, то, конечно, мы упремся в общие ограничения системы, системные рамки, выше которых нам при решении нашей задачи, к сожалению, не прыгнуть.

- Что же это за рамки в городе Москве, которым Вы занимались вплотную.

- Если говорить о том, как развивается малый бизнес в интересующей нас области, то картина получается неплохая: с каждым годом доступ субъектов малого предпринимательства к работам в системе ЖКХ увеличивается. По сведениям префектур, растет число проводимых конкурсов, количество привлеченных к проведению работ организаций, количество товариществ собственников жилья, число рыночных единиц, которые могут предъявлять спрос на услуги ЖКХ. Но, когда начинаешь общаться с непосредственными участниками процесса, то выясняется, что не все так красиво, как рисует нам статистика.

В первую очередь, если посмотреть на перечень организаций, из года в год выигрывающих конкурсы, он не меняется. Это порядка 20-25 организаций на район, 15 из которых – один и тот же стабильный состав. Это те организации, которые довольно давно вошли в эту сферу и неплохо себя там чувствуют. Они занимаются, как правило, обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда: так называемые старые РЭУ (районные эксплутационные управления), которые стали теперь независимыми, но на базе оставшихся старых связей работают в этой системе, поскольку сама система фактически с тех времен не изменилась.

Если же говорить о новых предприятиях, которые могут проникать в сферу ЖКХ, то они сталкиваются с проблемами (если мы говорим об организациях, выполняющих подрядные работы: обслуживание, озеленение, уборка территории и так далее – весь комплекс обслуживания территорий и жилых домов), в первую очередь, информационного вакуума. Информация о конкурсах распространяется скорее неформально, чем формально. В лучшем случае, она публикуется в отдельных газетах разовым порядком, но найти информацию на сайтах, допустим, московского правительства стало возможно только в последнее время.

Некоторые из опрошенных предпринимателей нам вообще отвечали, что перечень организаций, которые победят в конкурсах, заранее определен, каких-то формальных подходов к определению победителей практически нет. Правда, я видел одну информацию о дирекции единого заказчика района Мещанский: там разработали определенную классификацию того признака, по которому определять победителя: в зависимости от опыта работы, от технического состояния, рекомендаций и так далее. Но основная определяющая - неформальная. Информация о проведении конкурса распространяется среди ограниченного круга лиц, получить информацию со стороны достаточно сложно: получает избранный круг организаций.

Если говорить о следующей проблеме, то это – проблема нестабильного финансирования и, зачастую, неопределенного объема работ. Как некоторые из респондентов отвечали, за рамками объема работ, определенных договором, подрядной организацией на малый бизнес может быть возложено достаточно большое количество дополнительных услуг, которые они должны оказать либо управе, либо дирекции единого заказчика, либо вообще непонятно кому. В качестве примера можно привести ремонт помещений ДЕЗа. Это является неформальным условием при проведении конкурса: если вы хотите участвовать в подрядных работах, вы должны будете взять на себя оплату или осуществление этого ремонта. Плюс некие неформальные вещи, как то подготовка территории района к проведению культурно-массовых мероприятий. Понятно, что такие вещи не финансируются, но руководство района хочет, чтобы они были сделаны, а район перед какими-то праздниками выглядел достойно. Это опять-таки ложится на плечи субъектов малого бизнеса и вообще всех организаций, которые действуют в сфере ЖКХ.

Следующий фактор, который в принципе тормозит развитие малого бизнеса, можно определить как сезонный характер отдельных работ. Если малое предприятие хочет специализироваться, допустим, в сфере озеленения, уборки снега и так далее, то оно может столкнуться с проблемой смены характера работы в зависимости от сезона. Ему приходится расширяться, набирать штат, либо увольнять людей в определенные периоды.

- Тогда должны работать универсалы, которые могут и снег убирать, и деревья сажать.

- Да, но надо учитывать, что сектора поделены. Малому предприятию сначала надо войти в этот сектор, а потом решать проблему, как набирать народ, технику и так далее. В общем, все оказывается несколько перевернуто.

Но это мы говорили о подрядных организациях. Стоит сказать несколько слов о таком звене, как дирекции единого заказчика. Это – сектор так называемых управляющих организаций, которым делегированы полномочия по управлению как жилым фондом (если это муниципальный фонд), так и территорией района. В число их полномочий входят и сбор платежей от населения, и распределение подрядов.

По мнению некоторых из респондентов, дирекции становятся «крайними» в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством, поскольку их постепенно начинают оттеснять и от распределения средств, и от контроля за выполняемыми работами. Им оставляют только функции по заключению договоров с подрядными организациями и расчетом с ними, зачастую при непрогнозируемом объеме финансирования. Но в целом данный сегмент, как показалось тем, кто занимался исследованиями и подготовкой материалов, самый проблематичный, и именно он тормозит развитие малого бизнеса и всей предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. Мы не нашли никаких оснований для того, чтобы сектор управления жилищным фондом оставался в руках государства, а не был отдан на откуп частных управляющих организаций.

- Вы уверены, что единый заказчик хуже, чем частные организации?

- Да. Частная управляющая организация будет лучше, чем дирекция единого заказчика, у которой в настоящий момент нет экономических стимулов сокращать как бюджетное финансирование, так и более оптимальными способами расходовать средства населения, других организаций. Перед ними стоит задача, как перед любой бюджетной организацией, полностью освоить тот объем средств, который выделен в этом году, чтобы в следующем году получить не меньше. Это не принцип рыночных отношений – не ставить задачу получения прибыли.

Но следует отметить: если просто менять организационно-правовую форму унитарного предприятия, которыми являются ДЕЗы, на ЗАО, ООО и так далее, то проблема не будет решена, поскольку не изменится административная система управления. Когда не определены полномочия префектуры, управы, городского правительства, подрядных организаций, жителей и управляющих компаний, когда все решается не на основании договоров или каких-то регламентов деятельности, а на основании того, что надо сделать то, что просит руководство, плюс личные отношения, то система не сдвинется.

При этом государственное унитарное предприятие будет себя более комфортно чувствовать в административной системе, нежели частные управляющие компании. Для того, чтобы частные управляющие компании не загубили все, необходимо будет произвести некое реформирование в части финансирования и установления полномочий.

- Вам не кажется, что это – постановка телеги впереди лошади. Начинать сначала с частных управляющих компаний, а потом изменять правила финансирования, которые и должны вызвать появление этих самых частных компаний.

- Нет. Появление частных компаний, к сожалению, не может быть вызвано изменением административной системы. Для их появления в части муниципального фонда необходима административная воля города. Это решается не на основании того, что рынок хочет, а на основании решения собственника, а собственником является город.

Есть эксперимент в Выхино, где работает частная управляющая компания ЗАО «Фрегат-1». И она поставлена в условия функционирования ДЕЗа, с таким же административным прессом. Она в целом показала большую эффективность: им удается как сокращать расходы, так и повышать зарплату работникам. И есть еще такой показатель: количество жалоб со стороны населения сократилось.

- Это, наверное, должно быть основным показателем.

- Возможно, поскольку был эксперимент, они вынуждены были работать не как все. Но дальше будут действовать законы конкуренции: если они работают не, как все, а хуже всех, то они просто не будут управлять этим жилищным фондом.

- Но, вроде бы, как Вы говорите, они работают лучше, раз количество жалоб снизилось?

- Вроде бы, да.

- Давайте тогда подведем како-то итог. В рамках того, что у нас называется рыночной экономикой, а, на самом деле, является административной системой, мы не можем перевести ЖКХ на нормальные рыночные условия, где могли бы работать, конкурируя между собой и делая, как лучше, частные компании.

- В рамках административной системы, я думаю, не можем. Если будет произведено изменение одного сегмента – управляющих компаний, опять-таки с дополнением к этому – изменением системы финансирования, системы отношений между агентами, то дело сдвинется с мертвой точки.

- А возможно это в ближайшее время?

- Может быть, определенную роль сыграет департамент малого предпринимательства. В плане, который мы предлагаем, есть и такие мероприятия, которые направлены на то, чтобы раскачать этот сектор. Это – типовые договора между различными участниками: между префектурой, управой, ДЕЗом или частной управляющей компанией, а также следующей по цепочке подрядной организацией. Далее – проведение ряда экспериментов по передаче функций дирекции единого заказчика частной организации, либо акционирование дирекции. Далее – целый комплекс ресурсных мероприятий, комплекс мероприятий по решению проблем задолженности ДЕЗов субъектам малого предпринимательства. Целый ряд направлений, которые в принципе ложатся в систему и позволят, но опять, если не будет сделано какое-то одно из них, то это – невыполнение всего плана. И задачи не будут достигнуты.

- Вы испытываете оптимизм по поводу развития ЖКХ с помощью малого бизнеса?

- Я думаю, что оптимизм все-таки следует испытывать. Надо проводить реформы, двигаться вперед, тогда малый бизнес в сфере ЖКХ почувствует себя достаточно комфортно.


Накануне публикации этого интервью в газетах появились сообщения о том, что заседание столичного правительства, при подготовке к которому и проводил исследования «Бизнес-Тезаурус», состоялось. Увы, оптимизм Евгения Литвака не оправдался. Приводим краткие выдержки из статьи в газете «Время Новостей»:

«Полным провалом закончилась первая же робкая попытка внедрить рыночные отношения в столичное жилищно-коммунальное хозяйство. Чиновникам не удалось даже поставить точку в разговоре на эту тему в ходе вчерашнего заседания московского правительства. Единственное, что выяснилось после совещания на Тверской, - город не в состоянии привлечь частные компании и составить конкуренцию ДЕЗам даже в такой сфере, как уборка мусора.

...Столичные чиновники подчас запрещают ДЕЗам заключать договоры с частниками. Руководители частных компаний, в свою очередь, заявили, что нынешние нормативы финансового обеспечения, предусмотренные для уборки территории, вполне способны заинтересовать бизнесменов.

...Светлое капиталистическое завтра столичного ЖКХ гораздо дальше, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что практически нигде в Москве реальное финансирование ДЕЗов не соответствует утвержденным правительством нормативам, а подчас составляет лишь половину от требуемой суммы. Работать себе в убыток в таких условиях можно заставить только созданные городом ДЕЗы, но никак не независимый малый бизнес».


Беседовал Владимир Володин

 

Share