Evgeny G. Litvak

Парадный портал. "Российская газета"

Экономика Северо-Запада
Рейтинг Способствуют ли интернет-ресурсы привлечению инвесторов в регионы СЗФО

Галина Белоглазова


Фото Наталья Пьетра

После обязательной процедуры внедрения стандарта АСИ в России наблюдается резкий рост количества сайтов об инвестиционной привлекательности регионов. Составлен первый рейтинг наиболее информативных и удобных для пользования региональных инвестпорталов.

Как показало проведенное исследование, на начало марта 2013 года 36 процентов субъектов РФ (из них пять — из СЗФО) обладали полноценными и самостоятельными доменами, во втором квартале 2/13 года, по прогнозам экспертов, ожидается появление инвестпорталов более чем у 50 процентов регионов.

В особо продвинутых оказались интернет-ресурсы Свердловской и Костромской областей, набравших соответственно 26 и 25 баллов. В четверку регионов, заработавших 23 балла, наряду с Калужской, Кемеровской областями и Пермским краем попала Вологодчина. Чуть отстала от этой четверки Новгородская область (21 балл). А Карелия, Архангельская и Калининградская области расположились в таблице ниже.

Но можно ли, к примеру, приписать сайту заслугу в привлечении инвестиций в область?

— Активизация работ по созданию качественных региональных инвестпорталов на нескольких языках, конечно, во многом связана с одобрением разработанного в 2/12 году Агентством стратегических инициатив стандарта. Однако я бы не стал напрямую связывать рост инвестиций с открытием конкретного интернет-ресурса, — говорит генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Евгений Литвак.

По его словам, наличие инвестпортала является одним из необходимых условий для презентации потенциала региона, демонстрации возможным инвесторам его сильных сторон, стратегических планов по развитию, ключевых параметров. Но далеко не достаточным, поскольку после ознакомления с местными условиями инвестору требуются практические шаги по согласованию условий проекта, его детальной проработке и реализации на конкретной территории. Скорость и результаты данных мероприятий в первую очередь зависят от работы региональных и федеральных властей в субъекте РФ. А во многих регионах, как показывает практика, процедуры растягиваются на несколько лет.

— Я полагаю, что проекты, по которым инвестиции «зашли» в область, начали прорабатываться задолго до этого. Инвестпортал как инструмент влияния на привлечение капиталов, а если смотреть шире, на узнаваемость региона среди бизнесменов, можно будет оценивать позже, — подчеркнул Евгений Литвак.

По мнению экспертов, отсутствие собственных информативных порталов об инвестиционной деятельности у некоторых регионов делает их менее конкурентоспособными в привлечении денег в местную экономику. В целом по субъектам РФ информационно-насыщенными являются разделы сайтов, посвященных текущей инвестиционной деятельности.

В 25 из 30 случаев на сайте представлен перечень предложений (проекты, в которых бизнесу предлагается выступить соинвестором), на 23 сайтах присутствует перечень реализующихся или получивших господдержку проектов.

В то же время хуже всего на исследуемых сайтах представлена информация о ценах и тарифах (только на девяти сайтах), а также о планах по созданию инфраструктурных объектов (на семи сайтах). Менее половины инвестпорталов содержат пошаговую схему получения поддержки со стороны региональных властей.

Целенаправленное внедрение положений стандарта АСИ — разработка инвестиционной стратегии и инвестиционной декларации, создание корпорации развития, считает Евгений Литвак, безусловно, уже сейчас положительно сказываются на деловом климате регионов, которые этим занимаются. Именно комплексное внедрение требований стандарта должно привести к увеличению объема привлекаемых капиталов.

 

Share