Dmitry V. Pavlov

Дмитрий Павлов, эксперт НИСИПП. Автомобили станут лучше, но дороже

В России вступил в силу первый технический регламент. О том, что это значит и как отразится на нашей жизни, мы попросили рассказать эксперта НИСИПП Дмитрия Павлова.

- Дмитрий, что за регламент у нас в итоге был принят в первую очередь и когда?

- 22-го апреля этого года вступил в силу технический регламент . составленный для перевода всей автомобильной промышленности на систему экологических стандартов «Евро» и определяющий требования к выбросам автомобильной техники. Это и есть на сегодняшний момент первый технический регламент, который начал действовать.
Надо добавить, что он предъявляет требования не только к самим автомобилям, но и к качеству бензина. Действие регламента распространяется на автомобильную технику, которая вводится в эксплуатацию на территории Российской Федерации. То есть и производится на заводах, и импортируется.

- Это, как я понимаю, стандарт «Евро-2»?

- На данный момент это стандарт «Евро-2».

- Автомобилисты, особенно те, у кого сильно подержанные иномарки, будут в восторге? Ведь машины, привезенные из-за рубежа и выпущенные до появления стандарта «Евро-2» окажутся запрещенными?

- Это далеко не так. Данный технический регламент не распространяется на автомобили, которые были завезены в Россию до момента его вступления в силу.

- Ну, это гораздо легче. Просто нельзя будет ввозить в страну железный лом на колесах?

- Да. До 1 сентября действует таблица, в соответствии с которой и ввозятся автомобили. Это – возрастной ценз. Она составлена в соответствии с тем, в каких годах был принят стандарт «Евро-2» в каждой конкретной стране.

- По-моему, стандарт «Евро-2» был принят не слишком давно. Или я ошибаюсь?

- В Европе достаточно давно.

- В какие годы примерно?

- Начиная с 95-го.

- То есть уже 10 лет. А что делать, если человек в 96-м купил подержанную машину «Вольво» и ездит на ней спокойно до сих пор? Это ведь вечная машина. Она явно выпущена до того, как был принят стандарт «Евро-2». Как с ней теперь поступить?

- Эту машину можно продолжать эксплуатировать. Вот сейчас, ввозя автомобили, которые выпущены до принятия стандарта «Евро-2», чтобы все-таки таможня дала добро, вы должны будете пройти экспертизу на соответствие машины этому стандарту.
Автомобиль может быть выпущен до указанного в таблице года, но соответствовать стандарту.

- А экспертиза, разумеется, платная?

- Да.

- То есть стоимость старого драндулета мгновенно увеличится.

- Да. Все к этому и приходит.

- Что делать: у нас все приходит к одному и тому же. Но у меня такой вопрос: автомобиль «Жигули», который выпускается прямо сейчас, соответствует какому-либо европейскому стандарту?

- Сейчас стандарту «Евро-2» «Жигули» уже соответствуют. Карбюраторные двигатели, стоявшие на «классике», уже не выпускают, и сейчас устанавливаются двигатели с инжектором.

- То есть наш автопром получил некие преимущества перед старыми иномарками, но и сам вынужден подстраиваться под европейский стандарт.

- Да, для этого автомобилестроители должны были сделать значительные капиталовложения.

- И они сделали их до принятия регламента?

- Да. На самом деле, история принятия этого технического регламента была очень долгой: она тянется с августа 2003-го года. Именно тогда Минпромнауки (было такое министерство) заявило о том, что начало разрабатывать регламент для перевода всей автомобильной промышленности на систему экологических стандартов «Евро». Тогда речь шла о том, что все автопроизводители обязаны производить автомобили, удовлетворяющие требованиям «Евро-2» с 1 января 2004г. К 2008 году планировалось освоить производство автомобилей, соответствующих международным экологическим стандартам «Евро-4».

- Но после этого регламент пробивался в течение трех лет?

- Он должен был быть принят еще в рамках концепции развития автомобильной промышленности. Но не вышло: помешали лоббистские усилия наших автопроизводителей. Так в марте 2005 года, на одной конференции, на вопрос «Когда же будут введены требования «Евро-2»», директор департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николай Тимофеевич Сорокин заявил: «А нам спешить некуда».
Между тем, в Европейском Союзе уже с января 2006 г. были введены обязательные требования стандарта «Евро-4»

- Хорошо. А какие последствия будет иметь вступление в силу регламента для наших производителей? Или уже никаких, поскольку они к этому были готовы.

- Последствия, конечно, будут, причем серьезные. Ожесточилась конкуренция с западными производителями. В России появляется все больше сборочных производств зарубежных фирм. Причем производят они здесь сравнительно недорогие марки автомобилей. Как раз с этими автомобилями и придется конкурировать отечественным производителям.

- И насколько влияет на эту ситуацию регламент?

- Производителям приходится вкладывать все больше средств, чтобы удержать свои позиции на рынке.

- С точки зрения западных производителей, которым в любом случае нужно соблюдать еще более высокие западные стандарты, это не столь накладно: они переносят сюда отрегулированное производство. А как почувствует себя в этой ситуации российский покупатель, особенно покупатель, нацеленный на недорогую машину?

- В этом вопросе наши покупатели понесут издержки. Приостановлено производство дешевых автомобилей, потому что производителям очень сложно переводить их на норы стандарта «Евро-2». Например, ситуация с автомобилем «Ока»: Нижнекамский автозавод производство вообще приостановил.

- А на чем будут ездить пенсионеры и инвалиды?

- Автомобили «Ока» производили также на Серпуховском автозаводе, и там выход нашли с помощью китайских двигателей. Поэтому выпуск машин здесь продолжается.

- А Китай уже успел перейти на стандарт «Евро-2»?

- Я думаю, да.

- То есть наши производители дешевых автомобилей должны теперь кооперироваться с иностранцами, поскольку иначе это будет еще дороже?

- Да, российскому автомобилестроению нужны новые технологии, нужны инновации…

- Ну, как я знаю, наши автоконцерны пытаются купить западные моторы.

- Да. «Газ», например, купил завод в Великобритании. Сначала хотели просто перенять технологию, но пришлось выкупить 100% акций завода по производству грузовиков.

- И в итоге «ГАЗ» получил английский мотор?

- Да. Они получили все производство в целом.
И у нас идет сейчас строительство новых заводов по производству автомобильных двигателей, что очень важно в рамках перехода на новые стандарты.

- Итак, теперь машины должны быть лучше, воздух чище, а денег у автолюбителей – меньше. А заодно могут появиться и новые возможности для экспорта.

- Конечно. Ведь, например, «КамАЗ», который довольно много экспортирует своей продукции, уже довольно давно перешел на стандарт «Евро-2».

- Последний вопрос: у нас теперь введение любого технического регламента будет достаточно резко менять ситуацию в отрасли, которой касается данный регламент? Или это случайность?

- Нет, мы давно готовились к переходу на стандарт «Евро-2», и никаких случайностей не было. И остальные технические регламенты тоже постепенно будут вводиться. Они проходят публичное обсуждение, и все заинтересованные стороны могут высказать свои претензии.


Беседовал Владимир Володин


 

Share