Tatiana L. Rukavishnikova

Исследование: замечания экспертов редко учитываются при подготовке законопроектов. "РБК daily"

Алиса Штыкина

Сайт regulation.gov.ru, на котором ведомства размещают проекты будущих законов для общественного обсуждения и так называемого нулевого чтения, не справляется с возложенной на него функцией. К такому выводу пришли в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. За три года на разработку ресурса было потрачено около 8 млн руб., и в начале февраля правительство вновь вернется к вопросам усовершенствования действующего механизма общественной экспертизы законопроектов.

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение. Последнее проходит четыре стадии: уведомление о начале работы, размещение текста законопроекта, оценка регулирующего воздействия (ОРВ, антикоррупционная экспертиза и обсуждение) и принятие акта.

За три года, которые ушли на разработку, портал успел сменил пять подрядчиков и обошелся бюджету примерно в 8 млн руб., подсчитали в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Эксперты института считают, что в итоге ресурс все же не справляется с возложенными на него функциями. Прежде чем писать законопроект, его авторы должны удостовериться в его нужности. Они размещают на сайте уведомление о начале работы и еще на стадии идеи написания проекта должны собирать суждения о нем от всех желающих. Но проанализировав материалы, опубликованные на ресурсе во второй половине 2013 года, исследователи пришли к выводу, что к моменту появления уведомления, как правило, уже почти готов и текст будущего закона. «Это значит, что само уведомление и его обсуждение для разработчиков — формальность, — говорит заместитель гендиректора НИСИПП Олег Шестоперов. — Из самих уведомлений обычно невозможно понять ни проблему, ни предлагаемое разработчиком решение».

Эксперт НИСИПП Татьяна Рукавишникова вспоминает, как отправила по электронной почте свой отзыв на законопроект Минтранса о безопасности дорожного движения. «Ни одно из трех моих предложений не было учтено. Исправить ошибку пока так и не удалось, а срок консультаций подходит к концу, — говорит она. — Вместо сводного отчета, без которого нельзя начать консультации, на сайте висит только автоматическая сводка с предложениями, полученными только через сайт».

Более 60% проектов актов обсуждаются без стадии уведомления, на общественную экспертизу в среднем уходит 15 календарных дней, а этого «недостаточно для эффективной организации и фиксации результатов круглых столов и совещаний», уверен г-н Шестоперов. «За это время бывает сложно получить отклик профессиональных экспертов, которые должны погрузиться в документ, сформулировать свою позицию, обсудить его коллегиально и после этого выдвинуть предложения», — подтверждает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

«Пока министерствам не хватает опыта по участию и взаимодействию при обсуждении принимаемых нормативных актов. Многие заполняют документы формально, не пытаются вникнуть в суть регулируемых отношений, а только соблюдают форму. К сожалению, мнение делового сообщества не всегда учитывается», — сетует эксперт «Деловой России» по ОРВ Александр Молотников.

Чтобы общественное обсуждение законопроектов устоялось как институт, необходима ломка сознания самих чиновников, «формирование у самого ведом­ства потребности обсудить проблему и идеи по ее решению», прокомментировали исследование в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития: «Можно сказать, что это перестройка всей системы законодательства. А шесть месяцев, конечно, недостаточный срок для такого процесса». Вопрос несогласованности действий ведомств выходит далеко за рамки обсуждения ОРВ, отмечают в министерстве, что естественно, ведь «их полномочия лежат в разных плоскостях, и каждый смотрит с точки зрения своего функционала».

В президентском послании Федеральному собранию в декабре 2013-го Владимир Путин еще раз напомнил, что все законопроекты, ключевые государственные решения и стратегические планы «должны проходить гражданское «нулевое» чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества». К 1 февраля 2014 года правительство должно представить предложения по совершенствованию этого механизма. Соответствующие предложения готовит открытое правительство с учетом выводов исследования НИСИПП.

 

Share