Nikolay V. Smirnov

комментарий к публикации в "Российской Бизнес-газете"

"Российская Бизнес-газета" №811 (29) ,

- Сочинская Олимпиада-2014 и саммит АТЭС-2012 - это амбициозные государственные проекты со специализированной структурой управления, в которую входят не только определенные корпорации и государственные органы. Там осуществляется особый законодательный режим. Соответственно, занятость тоже специфическая. Местные жители на собственном опыте ощутили порой непреодолимые барьеры для попадания в число занятых на "стройках", будучи неконкурентоспособными по сравнению с нелегальными мигрантами. Последних отличает дешевизна вознаграждения и фактическое бесправие, позволяющее организаторам мероприятий присваивать фонды оплаты труда в ущерб качеству строительства. Центрам защиты прав мигрантов с такой ситуацией не справиться, поскольку они могут работать лишь в правовом поле, то есть за рамками реально существующих проблем.

Могут ли в данной ситуации помочь проф союзы? Ведь дело не в том, чтобы повысить заработную плату. Необходимо изменить структуру занятости: сократить нелегальность! А здесь все обстоит не столь очевидно. С одной стороны, они способны скоординировать и отстаивать интересы работников, находящихся в рамках трудового права: ФНПР - с внутренней стороны, МОТ - с внешней. Это создает некоторую надежду на успех в случае возникновения с их стороны реального давления на работодателя.

Однако рычагов такого давления у проф союзов в России нет, в то время как переговорная сила консолидированных корпораций государственного и частного бизнеса, обладающих всей полнотой административного ресурса и доступом к дешевому импорту ресурса человеческого, не оставляет первым шанса на собственную позицию. Профсоюзам в таком случае остается только демонстрировать бурный официоз, фактически становясь пассивными проводниками воли застройщиков.

 

Share