Nikolay V. Smirnov

Разработка прикладной многофакторной программы проведения ежегодного мониторинга уровня коррупции в Ульяновской области с использованием данных правоохранительных, статистических органов и результатов социологических исследований

(Тезисы доклада на заседании координационного Совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области, 21 ноября 2011)
  1. Уважаемые коллеги! Позвольте поблагодарить Вас за приглашение и возможность выступить с докладом, посвященным вопросам мониторинга уровня коррупции и антикоррупционной политики в Ульяновской области.
  2. Выступая от имени Национального института системных исследований проблем предпринимательства, хотелось бы кратко сказать о том, что наша организация уже несколько лет занимается выполнением научно-исследовательских проектов антикоррупционной направленности по заказу как федеральных, так и региональных органов власти. В 2008 года наш институт впервые провел Мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России по собственной методике. После этого с каждым новым раундом методика подвергалась определенным корректировкам и уточнению с учетом объективного развития рамочных условий противодействия коррупции, а также предложений, поступавших от региональных органов власти. Для нас это с самого начала было принципиальным моментом. Антикоррупционный мониторинг должен быть публичен в обоих направлениях: во-первых, результаты подлежат распространению среди широкой аудитории, включая органы власти, СМИ, научно-экспертные организации, объединения бизнеса и граждан, во-вторых, мы стараемся учесть конструктивные мнения, поступающие от представителей этой аудитории, в том числе и в первую очередь от самих субъектов антикоррупционной политики. Ульяновская область является одним из наиболее активных в этом отношении регионов.
  3. В 2011 году НИСИПП совместно с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области начал разработку прикладной многофакторной программы проведения ежегодного мониторинга уровня коррупции в Ульяновской области с использованием данных правоохранительных, статистических органов и результатов социологических исследований.
  4. Как известно, в Ульяновской области действует Система рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. Она позволяет оценивать качественные и количественные показатели антикоррупционных мер на основе важных принципов универсальности, формализованности, открытости. Это упрощает мониторинг и стимулирует исполнительность субъектов антикоррупционной политики. Итоги оценки по результатам 1 половины 2011 года и более ранние являются ярким тому подтверждением.
  5. Вместе с тем в России и в мире, как правило, отсутствует явная взаимосвязь между оценками самой коррупции и принимаемыми мерами противодействия. Поэтому целью новой методики является обеспечение оценки коррупционности территории (региона, муниципальных образований), впервые построенной по принципам управления по результатам.
  6. Система показателей основана на иерархии целей, задач, мероприятий.
    6.1. Конечной результативной целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции в стране / области / муниципалитете. Определение «результативная» подразумевает, что данная цель отражает будущие желаемые результаты функционирования проектируемой системы, то есть общества в целом, включающего различные социальные группы и механизмы координации.
    6.2. Для измерения достижения конечной цели (снижение уровня коррупции) предлагается интегральный индекс (ИИКЦ), состоящий из уровней бытовой коррупции, деловой коррупции и административно-политической коррупции. Оценка данных показателей возможна на основе комплексного сравнения данных социологических исследований, проводимых на региональном и муниципальном уровнях, с результатами антикоррупционной работы правоохранительных органов и статистических данных других организаций.
    6.3. Достижение результативной конечной цели возможно только в результате скоординированных действий субъектов антикоррупционной политики, направленных на достижение «обеспечивающих» целей – создания условий для снижения уровня коррупции, определенных также в терминах общественно значимого результата. Нами было выделено 5 взаимодополняющих необходимых результатов, по каждому из которых в Ульяновской области уже ведётся работа, что и обуславливает возможность проведения измерений по данным результатам:
    - 1: снижение коррупциогенности законодательства и нормативных правовых актов;
    - 2: обеспечение активного участия представителей интересов общества и бизнеса в противодействии коррупции;
    - 3: создание системы противодействия коррупции в структуре органов власти;
    - 4: обеспечение неотвратимости наказания за коррупционные преступления;
    - 5: создание структуры управления антикоррупционной политикой.

    6.4. Достижение каждой обеспечивающей цели-результата измеряется собственным набором показателей и требует определения и решения ряда задач, которые также подлежат измерению и характеризуют качество выполнения конкретных мероприятий.
    6.5. На основе наборов показателей целей и задач вычисляются соответствующие частные и интегральные индексы. Таким образом, интегральный индекс обеспечивающих целей (ИИОЦ) показывает, насколько органами власти достигнуты конечные результаты антикоррупционной политики на территориях, а интегральный индекс задач (ИИЗ) показывает степень (качество) реализации антикоррупционных мер на территориях. Сопоставление ИИКТ, ИИОЦ и ИИЗ позволяет управлять антикоррупционной политикой по результатам. Так, хорошая оценка ИИЗ при плохом значении ИИОЦ может говорить о недостаточности выбранных задач для выполнения поставленных обеспечивающих целей, что требует корректировки их набора, включая разработку новых задач. Использование интегральных индексов позволяет сравнивать эффективность антикоррупционной политики между территориями.
  7. Для расчета показателей достижения обеспечивающих целей требуется использование более широкого набора источников данных.
    7.1. Снижение коррупциогенности законодательства и нормативных правовых актов требует использования сводных данных органов прокуратуры о результатах антикоррупционной экспертизы в разрезе органов власти регионального уровня и муниципалитетов. При этом необходимо учесть, что использование этой информации в чистом виде создает возможность двоякой интерпретации. Поэтому управленческие выводы требует учета независимых данных, которые могут быть получены в результате выборочной независимой антикоррупционной экспертизы Уполномоченным по противодействию коррупции.
    7.2. Обеспечение активного участия представителей интересов общества и бизнеса в противодействии коррупции требует наличия данных органов МВД и прокуратуры о количестве поданных заявлений, уголовных дел коррупционной направленности, заведенных по обращениям граждан и представителей юридических лиц, а также о результатах этих дел.
    7.3. Создание системы противодействия коррупции в структуре органов власти предлагается измерять с помощью экспертных оценок наличия в органах власти отрицательной коррупционной селекции. А решение предусмотренных задач требует использования данных статистики об уровне доходов в публичных органах и в частном секторе, а также отчетных качественных данных органов власти о внедрении и применении внутриведомственных антикоррупционных механизмов.
    7.4. Обеспечение неотвратимости наказания за коррупционные преступления измеряется с помощью данных социологических опросов, а выполнение соответствующих задач требует количественных данных МВД и прокуратуры о доле дел коррупционной направленности, закончившихся обвинительным приговором в суде, а также данные органов прокуратуры и контрольно-счетных органов о размере причиненного и возмещенного в ходе следствия ущерба по делам о коррупционных преступлениях.
    7.5. Создание структуры управления антикоррупционной политикой призвано обеспечить скоординированную реализацию вышеперечисленных мер за счет соответствия: запланированных результатов – общественным интересам; антикоррупционных мер – достижимости запланированных результатов; отсутствия фактических результатов – неотвратимой ответственности уполномоченных лиц (невыполнение антикоррупционных задач должно приводить к неотвратимым санкциям в отношении должностных лиц, ответственных за их выполнение). Очевидно, что действенность такой структуры управления можно обеспечить только за счет публичности, а оценку ее результативности – на основе экспертных данных.
  8. Расчет показателей выполнения задач и мероприятий требует от всех субъектов антикоррупционной политики предоставления статистической информации о реализованных антикоррупционных мероприятиях и их результатах, как это происходит уже в рамках применяющейся в настоящее время Системы рейтинговой оценки.
  9. Таким образом, система оценки коррупции и антикоррупционной политики по принципам управления по результатам, позволяет развить простое противодействие коррупции до уровня скоординированной, целенаправленной и обоснованной антикоррупционной политики, отдельные функциональные или территориальные субъекты которой принимают меры по результатам единого антикоррупционного мониторинга.
  10. В завершении своего выступления мне хотелось бы призвать членов Координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области поддержать эту важнейшую для профилактики коррупции в Ульяновской области работу, одобрив методику мониторинга, и принять участие в подготовке данных и показателей, требующихся для его проведения.
  11. На этом хочу поблагодарить Вас за внимание и выразить надежду на успех нашей совместной работы!
 

Share