Tseren V. Tserenov

Церен Церенов, вице-президент НИСИПП по развитию. Надо становиться «фабрикой мысли». Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Цереном Цереновым

- Церен Валерьевич, то, что Вы сказали, - одна сторона дела. Есть ведь и другие.

- Безусловно. Вот второй момент: я вижу, что существующий багаж наработок и опыта не то что иссякает, но недостаточно воспроизводится вновь. Если за 90-е – начало 2000-х годов было много так называемого контента: предложений, мыслей, то последнее время такого запроса, действительно, может быть, и нет. Хотя, я думаю, что он уже формируется, и последние события это уже показали. И он будет – этот запрос.
Поэтому и представляется, что задачи, которые стоят перед институтом, заключаются в том, чтобы мы смогли сформировать постоянно функционирующую единицу, которая могла бы подобные запросы реализовывать.

- Хорошо. Скажем так: Вы видите институт в качестве некоего прообраза «фабрики мысли», которая может вокруг него сложиться? Но институт пока что живет на те средства, которые зарабатываются выполнением различных проектов. Чтобы получить эти проекты, выигрываются разнообразные конкурсы, тендеры и так далее.
А за чей счет собирать экспертов в «фабрику мысли»? Ведь любая организационная работа требует вложений. Какое ведомство, а основные средства на исследования, составление программ, прогнозов и т.д. дают именно государственные ведомства, захочет оплатить такую работу?

- Еще раз повторюсь: задача института быть достаточно продуктивным и достаточно востребованным. При этом работать как некий научный институт нет необходимости.

- И возможности тоже. Работа вся прикладная.

- Да, конечно. Но ведь и «фабрики мысли» - это самая что ни на есть прикладная работа. Скажу больше: как искренне удивился персонаж одного известного классического произведения, неожиданно узнав, что он изъясняется прозой, так мы должны понять, что любое сообщество, формирующее и развивающее мысль – уже как бы «фабрика мысли». И речь идет о том, чтобы сделать это в более масштабном варианте. Тем более, что есть такие задачи – те идеи, те предложения, которые возникают, а тем более уже существуют, должны быть изучены и в массовом порядке распространены. Более того, они должны быть доведены до логического конца, учитывая, что нам и сейчас есть, куда двигаться. Я же думаю, что в ближайшее время такой запрос будет только возрастать.
И вот, по мере созревания этого спроса должен развиваться и институт. Он, все равно, будет существовать на конкретные заказы, и наша задача состоит в том, чтобы продукт, который институт предлагает, был высокого качества. Он должен отвечать на вопросы, что сделать и как сделать. Это должно делаться в той сфере деятельности, в которой институт действительно силен. Мы не говорим сейчас о политической ситуации, о многих вопросах экономики…

- Вы знаете, институт предпочитает не касаться политики.

- Да, я знаю, но этого не нужно делать. Достаточно людей, которые этим занимаются, без нас.

- Правда, с другой стороны, есть знаменитый афоризм о том, что, если ты не занимаешься политикой, она сама тобой займется.

- Понимаете, я думаю, что свои политические взгляды у сотрудников института существуют, и это правильно. Вот стоит ли заниматься этим в качестве прикладной задачи? Думаю, это не совсем было бы правильно.

- Безусловно, так. Но есть и другая сторона вопроса: институт, изучающий проблемы бизнеса, в наше время просто окружен политикой, причем со всех сторон.

- Ну, я имею в виду под политикой строительство неких политических организаций и тому подобное.

- Нет, этим институт не занимается, и, я думаю, заниматься не станет.

- Вот и я так думаю. Еще одно замечание: полагаю, что есть достаточно серьезные институты, занимающиеся вопросами, например, финансов, с которыми НИСИППу конкурировать незачем. Но за более чем десять лет работы институт стал авторитетом в своей области, и это – не только малый и средний бизнес, развитие предпринимательства вообще, но и институциональная экономика. Это то, на чем нужно выстраивать дальнейшую деятельность института.

- Но давайте скажем о другом: «фабрика мысли» - некое крупное сообщество, которое проводит мозговые штурмы и решает те или иные комплексные задачи, не ограниченные заранее определенной тематикой. Их достоинство – широта охвата проблем. Так что здесь нужны и финансисты, и специалисты по макроэкономике, и эксперты в других областях.

- Именно поэтому я говорю: очень важно наладить горизонтальные связи. Да, будут нужны специалисты в самых разных сферах. Что такое «фабрика мысли»? Это в том числе и точка притяжения.

- Безусловно.

- Это команда, которая может аккумулировать различные идеи, может взаимодействовать с различными течениями, которые существуют самостоятельно. Поэтому важно установить горизонтальные связи с теми нашими коллегами, которые работают сегодня как в рамках нашей тематики, так и в других областях. Никто не может в одиночку покрыть все актуальные темы, это большое одеяло надо сшить всем вместе. Так что у нас будет задача выстроить необходимые связи.
И, конечно же, надо подумать о потребителях нашего продукта: кто они? Это в том числе и региональные, и муниципальные органы власти. Мой опыт работы в регионе показывает, что там наблюдается еще больший недостаток решений, которые могли бы быть реализованы. К сожалению, регионы все время смотрят на Москву, но положительный опыт столицы применим в регионах не всегда. К тому же, поработав в органах исполнительной власти и на федеральном, и на региональном уровне, я понимаю, что федеральный менталитет не учитывает ту ситуацию, те вызовы, ту функциональность, которые существуют на региональном и муниципальном уровне.
Вот на этом поле институт может очень гибко работать, чтобы отвечать потребностям разных заказчиков. Это похоже на то, что существование крупных банков не отменяет необходимости в банках маленьких, которые оказывают конкретным клиентам более качественные услуги.

- Да, а для самых маленьких существуют еще и микрофинансовые организации.

- Совершенно верно. И я считаю, что наша серьезнейшая задача – объединить некую часть экспертного сообщества, в том числе и регионального. Ведь если здесь, на федеральном уровне, существует проблема спроса, то региональные эксперты зачастую просто находятся вне рамок экономической политики и вымываются из процесса подготовки и принятия решений. Об их влиянии я даже не говорю.
Поэтому наша задача – собрать тех людей из регионов, которые понимают региональную специфику и могут работать в наших рамках. Их мы и должны притягивать как «фабрика мысли».
Следующее наше направление – молодежь. К сожалению, большинство наших молодых людей видят свое будущее исключительно на госслужбе.

- Так они понимают, что госслужба в наше время дает больше, чем какая-либо другая работа.

- Знаете, я не буду особо развивать эту тему. Скажу лишь, что, как и раньше, в том же 97-м году, социальный лифт работает только в каком-то одном месте. Сегодня просто места поменялись, но это тот же перегиб. И проблема в том, что у молодежи, идущей на госслужбу, очень неверное представление, что это такое, как это все функционирует, и какие механизмы надо использовать. А учат их по приходу на работу ручному управлению экономикой. И в итоге мы можем получить проблемы из-за неправильного управления.

- Мы их уже получили.

- Когда я приходил на госслужбу, мы тоже многого не знали, но нас учили управлять экономикой системно. Сейчас такого нет. Поэтому такое направление необходимо развивать.
А ведь сейчас важна и проблема омоложения экспертного состава. И то, какое именно придет молодое поколение, тоже зависит от нас. Так что это направление тоже нужно развивать. И при этом надо учесть, что живем мы в интересное время, которое надо прожить.

Беседовал Владимир Володин

 

Share