Alexey O. Shekhovtsov

Алексей Шеховцов, Генеральный директор НИСИПП. Мы работали на административную реформу

- Алексей, в начале нового года принято подводить итоги года ушедшего. И сегодня основной вопрос нашей с Вами беседы: что же наиболее важного было в работе НИСИППа в прошедшем году?

- Честно говоря, 2006 год был для нас интересным и динамичным. Но, с другой стороны, - я не помню, чтобы у нас были иные годы. Работы было много, появились новые темы. Вообще было много интересного и достаточно нового.
В частности, я хотел бы выделить один из важнейших аспектов работы нашего института в области административной реформы.

- А что: административная реформа у нас до сих пор идет? У меня впечатление, что она уже вполне бесславно завершилась.

- Нет. Она идет, она трансформируется, появляются новые идеи, новые веяния, пересматриваются какие-то старые базовые установки, вместо них появляются новые.
Одним из свидетельств нового этапа административной реформы стала наша деятельность в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». На сегодняшний день одним из приоритетов этой программы становится как раз функция содействия административной реформе. В течение последних двух лет появилась целевая установка: «Электронная Россия» должна способствовать ее развитию. Так создается важнейший компонент административной реформы, с точки зрения использования информационно-коммуникационных технологий.
Разумеется, стопроцентного однозначного понимания стыковки этих двух реформ может еще не быть: оно еще не оформлено на бумаге. Есть ряд подходов, но основной из них – это более активное использование информационно-коммуникационных технологий, с точки зрения взаимодействия государства с государством (межведомственное взаимодействие), взаимодействия между государством и бизнесом, а также компоненты взаимодействия между различными бизнес-структурами, с точки зрения государственного контроля и надзора.
Это – один из компонентов, второй компонент, с которым мы активно работали в рамках административной реформы, - это ряд проектов, реализовавшихся по заказу Федеральной антимонопольной службы. Как, наверное, многие знают, один из механизмов реализации административной реформы на данном этапе – это конкурс проектов федеральных и региональных органов власти. Они предоставляют в Минэкономразвития комплексные проекты, которые планируют реализовать. Минэкономразвития выбирает победителей, и в прошлом году одним из таких победителей стала Федеральная антимонопольная служба.

- Имеется в виду проект по искоренению коррупции в собственных рядах?

- Это – один из проектов, который мы реализовывали по заказу ФАС. И, мне кажется, проект получился интересным, новым. Я, например, с такими программами раньше не сталкивался. Но это был только один из проектов, делавшихся по заказу ФАС. Также были проекты, связанные с разработкой административных регламентов функций Службы.
Также был и проект по разработке системы по передаче части функций Федеральной антимонопольной службы на аутсорсинг.

- Аутсорсинг по антимонопольным вопросам?

- У каждого ведомства есть ряд вопросов, которые, на мой взгляд, могут быть переданы на аутсорсинг.

- Извините, но не напоминает ли это известное высказывание Игоря Губермана, что «идея, брошенная в массы, – это девка, брошенная в полк»? Тоже – аутсорсинг.

- Если это происходит по разработанной схеме и при оценке конечной эффективности, то почему бы нет?
Если говорить о других наших проектах, то продолжилась и расширилась деятельность, связанная с реформой технического регулирования. Здесь работа шла по нескольким направлениям, и одним из ключевых было продолжение разработки различных концептуальных методических документов, позволяющих повысить эффективность проведения этой реформы на данном этапе.
Другое направление – наше непосредственное участие в разработке технических регламентов. Это процесс, который активно идет последние два года, и сегодня это – ключевой момент в проведении реформы технического регулирования.
Был у нас и крупный проект, продолжавшийся весь прошлый год, также связанный с Федеральной антимонопольной службой. Это – проект ТАСИС, где ФАС является бенефициаром, проект по гармонизации европейских и российских законодательных норм в области конкуренции.
Из других направлений хочется отметить тему, связанную с инновационной деятельностью, то, чему сейчас уделяется повышенное внимание на самом высоком уровне российской власти. Эта тематика освещается в ежегодных посланиях президента. В прошедшем году по этой проблематике велась работа и с Московским фондом подготовки кадров, и с другими организациями.
Вот, наверное, это и есть ключевые направления нашей работы в 2006-м году. На мой взгляд, был получен ряд очень интересных результатов, многие проекты получили положительный отклик. К примеру, Федеральная антимонопольная служба, я надеюсь, не без нашей помощи, поскольку ряд проектов реализовывался нашими силами, была признана одним из лучших ведомств, реализующих проекты в рамках административной реформы.

- Алексей, все-таки сейчас много говорилось об административной реформе, но посмотрите, что о ней сейчас пишут и говорят: чиновники обрушили реформу, которая им угрожала. Я понимаю: НИСИПП проводит исследования в рамках ряда отдельных проектов, с этой реформой связанных, и не может отвечать за все вообще. Но не получится ли так, что, сделав свое дело, вы увидите: это уже никому не нужно, поскольку все в руках чиновников и никакого аутосоринга не будет.

- Я не могу отвечать за административную реформу вообще. Я точно не буду обсуждать деятельность всех министерств и ведомств в этой области. Мы сталкивались, мы работали с теми, кто эту реформу честно проводит (тот же ФАС). Есть примеры достаточно эффективной работы со стороны региональных органов власти в рамках этой реформы. А дальше – вода камень точит. Громких заявлений по поводу всеобщих успехов я бы делать не стал, но позитивные примеры есть.


Беседовал Владимир Володин

 

Share