Alexey O. Shekhovtsov

Кто обеспечит «светлое будущее» российскому малому бизнесу?

16 октября на заседании Правительства Российской Федерации будут рассматриваться дальнейшие направления политики в отношении государственной поддержки малого предпринимательства в нашей стране. Предполагается, что на заседании в качестве основных вопросов будут рассмотрены:

  1. Приоритетные меры государства в отношении поддержки малого бизнеса.
  2. Будущее Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
  3. Необходимость изменения Федерального закона №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в частности, предполагается, что на заседании будет рассмотрен проект новой редакции данного закона, разработанный Торгово-промышленной палатой Российской Федерацией).

Что касается Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, то в настоящее время ведется очень много споров на предмет необходимости упразднения (ликвидации), сохранения данной структуры или слияния ее с другими структурами поддержки малого бизнеса. Первую позицию отстаивает Минэкономразвития России, главным аргументом которого является низкая эффективность работы данной организации, отсутствие полной прозрачности деятельности, а также нежелание содержать за бюджетные средства «раздутый» аппарат. Противоположная позиция у МАП России, который считает необходимым сохранить Фонд как структуру, которая единственная может реализовывать меры государственной финансовой поддержки малого бизнеса в нашей стране.

По нашему мнению ликвидировать что-либо возможно только предложив что-то взамен. Сейчас скорее речь должна идти о кардинальном изменении формата деятельности, организационной структуры и функций Фонда, повышении его подконтрольности. При этом необходимо сохранить те направления его деятельности, которые работают наиболее эффективно в настоящее время.

Что касается системы государственной поддержки малого предпринимательства в целом, то очевидно, что необходимо кардинальное ее изменение. Различные исследования, проводимые в настоящее время, демонстрируют низкую эффективность мер, предпринимаемых в этом направлении государством. Так, это полностью подтверждается результатами «исследования эффективности действия норм Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и отношения субъектов малого предпринимательства к направлениям его совершенствования в 5 регионах», проведенного в 2003 г. Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства по заказу Фонда "Евразия". Результаты данного исследования показали, что меры государственной поддержки как правило оказываются совершенно «точечными» и доходят до очень незначительной части представителей малого бизнеса, реально нуждающихся в поддержке.

Во многом это связано с крайней ограниченностью средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства из бюджетов разных уровней. Но этот факт, на наш взгляд, следует принимать в настоящее время как данность. Исходя из этого, государство должно сконцентрироваться на тех мерах, которые создают общие благоприятные условия ведения бизнеса для всех субъектов малого предпринимательства в России. При этом основная часть функций по предоставлению конкретных льгот и оказанию конкретной поддержки малому бизнесу должна быть делегирована на региональный и муниципальный уровень.

Именно исходя из этих положений и должен формироваться комплекс мер государственной поддержки малого предпринимательства, должны пересматриваться функции Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и должен существенным образом корректироваться Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

 

Share