Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Бизнес-барометр Республики Коми

Предпринимательский климат в РК

В первую очередь предпринимателям были заданы вопросы о деловом климате в Республике Коми. И России в целом. Улучшился ли он за последние два года? Большинство предпринимателей республики ответили положительно - 42% . Вместе с тем, 39% считают, что деловой климат республики ухудшился и 19% считают, что все осталось без изменений.

Хотя в поставленном вопросе единодушия не оказалось, мнение о деловом климате в России и Республике Коми в целом совпадает. 44% опрошенных посчитали, что деловой климат в России улучшился, 19% - ухудшился и 37% - остался прежним. Предприниматели республики считают себя частью российского бизнеса.

В проекте стратегии развития РФ до 2010 года (Центр стратегических разработок под руководством А.Грефа) улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в России рассматривается как ключевая задача предстоящего десятилетия, без решения которой модернизация и экономический рост будут невозможны. Речь идет об улучшении общих условий хозяйствования, развитии финансовых рынков и институтов, уменьшении государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо и эффективно.

2. Развитие бизнеса

Факторы успешного развития бизнеса.

Предпринимателям было предложено выбрать из перечня три наиболее важных фактора, влияющих на успешное развитие и поддержку предпринимательства. В частности, были указаны следующие восемь факторов:

Наиболее важными факторами для поддержки и успешного развития малого предпринимательства большинство опрошенных считают:

  • снижение налогового бремени - 32%,
  • изменение кредитной политики банков - 23%,
  • совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - 15%.

    В качестве менее важных факторов, влияющих на успешное развитие малого бизнеса, предприниматели назвали: снижение ставок арендной платы за помещения (7%), поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства (2%), организацию подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий (1%).

    Содействие государственных и негосударственных структур развитию бизнеса.

    Мы предложили оценить степень содействия развитию предпринимательства различных структур. Напротив каждой из перечисленных ниже структур в диаграмме указано процентное соотношение предприятий, считающих содействие определенной структуры: значительным, незначительным и не имеющим места.

    Результаты оказались неутешительными. Большинство опрошенных считают, что практически все указанные структуры оказывают незначительное содействие развитию бизнеса. Наибольшее содействие, по сравнению с остальными структурами, оказывают информационные и консультационные организации (так считают 23% опрошенных), объединения предпринимателей (многие из которых также оказывают информационные и консультационные услуги) - по мнению 20% участников опроса. Не оказывают содействия развитию бизнеса, по мнению большинства опрошенных: криминальные структуры - 57% и контролирующие органы - 54%. При этом, деятельность государственных органов по содействию развитию бизнеса, предпринимателями оценивается гораздо ниже, чем аналогичная деятельность негосударственных организаций (за исключением криминальных структур).

    Сравнивая результаты, полученные в отношении государственных органов, можно сделать вывод, что вклад в развитие бизнеса федеральных государственных органов, по-мнению предпринимателей, меньше соответствующего вклада республиканских государственных органов.

    Традиционно наименьшей популярностью у предприятий пользуются контролирующие органы - их содействие республиканскому бизнесу значительным признали только 3% предприятий, что, по злой иронии, совпало с рейтингом криминальных структур (также 3% предпринимателей считают значительным вклад криминальных структур в развитие бизнеса). 40% предприятий считают, что имеет место незначительное <содействие> со стороны криминальных структур, что является достаточно тревожным фактором.

    Полученные результаты свидетельствуют о необходимости усиления роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, а так же позволяют надеяться на то, что роль негосударственных организаций и объединений предпринимателей в развитии бизнеса будет возрастать.

    Что мешает предпринимателям?

    Для получения полной картины по вопросу развития предпринимательской деятельности в Республике Коми, участникам опроса было предложено отметить факторы, которые оказывают наиболее отрицательное влияние на нормальное развитие предпринимательской деятельности в республике.

    Как выяснилось, предпринимателям не дают нормально развивать их бизнес:

  • налоговое бремя (так считают 11% опрошенных)
  • криминализация экономики (11%)
  • коррупция (10%)
  • административные барьеры при регистрации (10%)

    А также: сложный доступ к финансовым ресурсам - 9%, административные барьеры при лицензировании - 7%, общая политико-экономическая ситуация - 7%, а также низкая квалификация кадров - эту проблему признают 7% предпринимателей. Чтобы развивать свой бизнес в наш стремительный век нужно совершенствоваться во многих областях.

    Налоговое бремя закономерно находится в числе лидирующих неблагоприятных факторов. В начале 2002 года эту ситуацию усугубило введение уплаты единого социального налога для предпринимателей, плативших единый налог на вмененный доход. Необходимо упорядочить систему налоговых сборов, сделать ее прозрачной и доступной для понимания предпринимателей, не обремененных глубокими знаниями в этой области.

    Дают почву для серьезных размышлений и другие два фактора, названные предпринимателями среди наиболее неблагоприятных - коррупция и криминализация экономики.

    Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих РФ", который может положить начало антикоррупционной кампании. Из проекта кодекса следует, что главная задача государственного служащего - избегать "коррупционно опасных ситуаций". Также, в настоящее время по инициативе главы государства завершается разработка законопроекта об организации деятельности органов госуправления в РФ, где возможно, найдут отражение вопросы "профилактики" коррупции.

    Неблагоприятное влияние фактора "административные барьеры при регистрации предприятий" вскоре, возможно, уменьшится с вступлением в силу нового федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (вступает в силу с 1 июля 2002 г.). Этот федеральный закон, наряду с принятым в то же время новым законом от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и федеральным законом от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", был направлен на ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы всех участников хозяйственной деятельности. Однако, судя по результатам этого исследования, проблема административных препятствий развитию бизнеса все еще актуальна.

    3. Конкуренция

    Соблюдается ли в республике антимонопольное законодательство?

    25% опрошенных считают, что антимонопольное законодательство не соблюдается. 58% признают, что отдельные положения законодательства по антимонопольной политике нарушается. Нарушителями, безусловно, являются сами предприниматели. Однако, подавляющее большинство опрошенных (75%) считает, что в республике не созданы условия для честной конкуренции.

    4. Законодательство в сфере предпринимательства

    Основными причинами низкой эффективности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, участники опроса назвали: огромное количество инструкций - 19%, несогласованность, противоречивость отдельных положений законов - 19%, законы не отвечают основным потребностям предпринимателей - 19%. Несовершенство законодательной базы - болезненная тема для бизнеса. Нередко принимаемые законы расходятся с интересами предпринимателей. Однако позиция противостояния неэффективна. Предпринимателям необходимо участвовать в законотворческом процессе. Например, в законе о Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации предусмотрено право Торгово-промышленных палат осуществлять независимую экспертизу нормативных правовых актов в сфере предпринимательства.

    5. Бизнес и государство

    Государственный заказ:

    Муниципальный заказ:

    47% опрошенных считают несправедливой практику распределения государственных заказов в Республике. По мнению 42% участников опроса несправедливой также является практика распределения муниципальных заказов. Хотя многие предприниматели не ответили на данный вопрос, но все же есть повод для серьезных выводов. Нужно развивать практику распределения госзаказов на конкурсной основе и поручать проведение конкурсов независимым организациям, поскольку доверие предпринимателей к органам государственной власти невысоко.

    Выходить ли из тени?

    Основными причинами ухода бизнеса в "тень" участники опроса назвали: коррумпированность властных структур - 13%, большое число контролирующих органов - 19%, непомерное налоговое бремя - 28%. И это вполне понятно, так как этот опрос проводился сразу после введения единого социального налога для предприятий, которые являются плательщиками налога на вмененный доход, что вызвало бурю отрицательных эмоций среди представителей малого бизнеса. После изменений с 1 января 2002 года Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" бизнесмены столкнулись с резким увеличением налоговой нагрузки на свои предприятия.

    До сих пор единый налог для малого и среднего бизнеса исчислялся в размере 20% от вмененного дохода. Теперь единый вмененный налог составляет 15%, единый социальный налог - по ставкам 35,6% для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и 22,8% для индивидуальных предпринимателей. Итого - 50,6% или, соответственно, 37,8% . Таким образом, налог на вмененный доход, по сути, перестал быть единым. Вполне возможно, что если не будут отменены последние изменения, значительно снизится поступление налогов в бюджет в связи с уходом бизнеса "в тень".

    Степень открытости власти и бизнеса

    40 % процентов предпринимателей считают открытость органов власти РК неудовлетворительной (1 или 2 балла), 34% опрошенных оценили открытость органов власти республики на "тройку", 8% - хорошей и оценку "5" не поставил ни один из опрошенных. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что предприниматели не имеют полного представления о работе республиканских органов власти, а последние, в свою очередь, недостаточно информируют деловое сообщество о своей деятельности.

    Для соблюдения чистоты процедуры мы попросили предпринимателей оценить также степень своей открытости и прозрачности. Результат оказался интересным: только 13% предприятий считают свою открытость неудовлетворительной. Остальные оценивают ее как положительную (36%) и удовлетворительную (39%). 12% предприятий оценили свою открытость без лишней скромности на "отлично". Сложно оценить степень объективности при ответе на данный вопрос, но если предположить, что большинство участников опроса были откровенны, то республиканские предприятия вполне открыты и прозрачны.

    Трудности при получении информации

    Как видно, большинство предпринимателей испытывают определенные трудности в общении с властью, запрашивая информацию у ее представителей. Следующая диаграмма позволяет определить, какие именно трудности и в какой степени испытывают предприниматели при обращении в республиканские органы власти и управления за информацией.

    Подавляющее большинство предпринимателей считают, что основное препятствие при получении информации - это волокита (так считают 38% опрошенных), 22% участников опроса считают, что трудности с получением информации вызваны недостаточной компетентностью должностных лиц, 18 % предпринимателей не устраивают длительные сроки подготовки необходимой информации республиканскими чиновниками.

    Аналогичные результаты получены нами при анализе ситуации с получением информации от органов местного управления.

    Взяточничество и вымогательство

    В настоящее время, в период построения цивилизованной экономики в России, важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. В связи с чем особенно опасно и нетерпимо взяточничество среди самих работников органов власти и управления.

    В соответствии с примечанием к статье 285 УК РФ субъектом уголовного преступления - получения взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

    Вымогательство, согласно статье 163 РФ - это требование о передаче чужого имущества, или права на имущество, или совершение других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожение или повреждение чужого имущества, равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

    Насколько распространены явления взяточничества и вымогательства?

    Мы предложили участникам опроса оценить распространенность этих явлений на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях. Для оценки использовалась 3-балльная шкала (распространены, редки, не распространены). Результаты оценки существенно отличаются для каждого из предложенных уровней.

    Данные явления больше всего распространены на федеральном уровне - так считает большинство опрошенных - 56%. При этом, только 10% опрошенных ответили, что на федеральном уровне взяточничество и вымогательство не распространено. 45% участников опроса считают, явления вымогательства и взяточничества распространены также на уровне республики, причем, ровно столько же предпринимателей думают, что в РК такие явления редки, еще 10% опрошенных уверены, что в республике эта проблема отсутствует. Практически также распределились ответы опрошенных в отношении явлений вымогательства и взяточничества на муниципальном уровне. Во всех трех случаях в пользу того, что данные явления не распространены, высказалось меньшинство опрошенных.

    Почему дают и берут взятки?

    Мы предложили участникам опроса высказать свое мнение по поводу причин, порождающих взяточничество и вымогательство. Предпринимателям нужно было выбрать из предложенного перечня наиболее весомые, на их взгляд, причины этих явлений:

  • несовершенное законодательство в сфере регулирования и контроля предпринимательской деятельности;
  • безучетные наличные расчеты между хозяйствующими субъектами;
  • недостаточное знание законов руководителями и специалистами предприятий;
  • недоверие к правоохранительным органам со стороны предпринимателей;
  • несвоевременное обращение предпринимателей в правоохранительные органы по фактам взяточничества, вымогательства;
  • "вольное" применение (комментирование) действующего законодательства чиновниками;
  • укоренившаяся практика безнаказанности;
  • низкая оплата труда сотрудников аппарата управления;
  • игнорирование принципов служебной этики чиновниками;
  • игнорирование принципов деловой этики руководителями предприятий.

    Вот три из десяти причин, отмеченных опрошенными, как наиболее существенные:

  • "Вольное" применение действующего законодательства чиновниками - 20%
  • Укоренившаяся практика безнаказанности - 20%
  • Недоверие к правоохранительным органам со стороны предпринимателей - 17%

    Контролирующие органы

    Контакты с контролирующими органами доставляют предпринимателям множество проблем. Мы решили выяснить отношение предпринимателей к деятельности контролирующих органов и предложили оценить полезность и эффективность последних по 3-балльной шкале.

    Самыми полезными участники опроса считают органы пожарного надзора - 31%, затем санитарную инспекцию - 29% и Центр стандартизации и метрологии - 23% (хотя еще больший процент предпринимателей (44%) считают его пользу незначительной). Самыми бесполезными (по-видимому, для самих предпринимателей) опрошенные назвали Госторгинспекцию (62%) и налоговые органы - 40%, а "незначительно полезными" - городские органы по градостроительству и архитектуре - 56%.

    Самыми неэффективными, с точки зрения предпринимателей, являются санитарная инспекция и ветеринарная служба (максимальную оценку не поставил никто), также неэффективной предприниматели считают работу Госторгинспекции (60% - 1 балл и только 4% - на 3 балла), степень негативного отношения к которой (судя по анализу результатов двух последних диаграмм) превысила даже нелюбовь к налоговым органам, которые, по-мнению опрошенных работают более эффективно (13% предпринимателей оценили их эффективность на 3 балла). Также эффективнее других, по мнению участников опроса, работают лицензирующие органы - 14% опрошенных поставили им максимальную оценку.

    Как уже отмечалось, 8 августа 2001 года принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.01 г. № 134-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с проверками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимыми органами государственного контроля. Закон направлен на ограничение действий со стороны контрольных и надзорных органов в отношении хозяйствующих субъектов. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать один месяц, плановое мероприятие может проводиться каждым органом контроля в отношении одного юридического лица или предпринимателя не чаще одного раза в два года.

    При проведении проверок должностные лица не вправе проверять выполнение тех требований, которые не относятся к компетенции данного органа государственного контроля, а также не вправе требовать информацию, не имеющую отношения к объекту контроля. Вред, причиненный действиями должностных лиц органов государственного контроля в случае признания их действий неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Законом введено понятие "презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя". Это означает, что в случае конфликтной ситуации в Арбитражном Суде именно орган государственного контроля должен будет доказать виновность предпринимателя. Достаточное внимание закон уделяет роли объединений юридических лиц в защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля. Такие объединения вправе обращаться в органы прокуратуры и в суд в защиту прав юридических лиц и предпринимателей. Такого рода организацией является и Торгово-промышленная палата РК.

    Итоги проведенного исследования

    Залогом успешного развития бизнеса предприниматели считают снижение налогового бремени, изменение кредитной политики банков, совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Если первые два условия можно создать только на федеральном уровне путем совершенствования законодательства в данной сфере, то задачу улучшения инфраструктуры поддержки малого предпринимательства вполне можно решить на уровне нашей республики.

    По мнению республиканских предпринимателей, наибольшую помощь в их деятельности оказывают информационные и консультационные организации и объединения предпринимателей. Основными препятствиями в развитии бизнеса предприниматели считают налоговое бремя, криминализацию экономики, коррупцию. Участники опроса дали негативную оценку условиям конкуренции на товарных рынках республики, а также большинство из них отметили, что в республике нарушается антимонопольное законодательство. Среди причин низкой эффективности законодательства в сфере предпринимательской деятельности опрошенные назвали несогласованность и противоречивость отдельных положений законов, не соответствие законов основным потребностям предпринимателей, огромное количество инструкций, комментирующих применение законодательства. Бизнесмены республики считают несправедливыми существующие условия распределения республиканского и муниципального заказов.

    Среди причин, по которым бизнес вынужден уходить "в тень" предприниматели отметили непомерное налоговое бремя, избыточное количество контролирующих органов и коррумпированность властных структур.

    Опрос показал, что деловые круги недостаточно информированы о деятельности органов государственной власти республики, а также о деятельности органов местного самоуправления. Бизнесмены считают, что республиканские и муниципальные органы менее открыты и прозрачны, чем предприятия республики. При получении информации от органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, предприниматели сталкиваются с волокитой, недостаточной компетентностью чиновников, длительными сроками предоставления информации.

    По мнению предпринимателей, явления вымогательства и взяточничества распространены на федеральном уровне в большей степени, чем в республике. Многие бизнесмены считают, что в республике данные явления также распространены.

    Работу контролирующих органов предприниматели оценили, в целом, как недостаточно эффективную. Однако, в сравнении с остальными, наиболее эффективной была признана деятельность лицензирующих и налоговых органов.

    Надежду на дальнейшее успешное развитие бизнеса дают результаты опроса о деловом климате в нашей республике и России в целом. Многие участники опроса посчитали, что предпринимательский климат в республике и России улучшился. Такой же вывод был сделан в недавнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации.

    В заключение мы еще раз благодарим участников опроса и желаем успехов всем предпринимателям в их непростом, но важном деле.

    Материал предоставлен Торговой палатой Республики Коми

  • Честная конвертация участникам ВЭД
    ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
    БАНКИ И БИЗНЕС. UpGrade 2019 115-ФЗ: риски и решения для бизнеса.
    Учебник "Национальная экономика"

    Поделиться

    Подписаться на новости