Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне

Файлы

Санкт-Петербург, 2000

Авторы: Под редакцией X.Берра и Н.Александровой


Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей брошюра выходит во второй серии материалов по вопросам муниципальной экономики, подготовленных и издаваемых консалтинговым обществом OST-EURO (ФРГ). Первая серия, вышедшая свет в 1997-98гг., подробно освещала опыт работы в муниципалитетах Московской области. Серия 2000 года подготовлена в рамках проекта программы Transform (программа технического содействия Правительства ФРГ России) «Администрация, благожелательная к предпринимателям» в Ленинградской области. Брошюра содержит статьи, комментарии и практические документы, подготовленные экспертами OST-EURO, специалистами-практиками Правительства Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга.

Сборник подготовлен и издан при поддержке Немецкого банка реконструкции (KfW) в рамках программы Transform.

Представленные в брошюре материалы российских и немецких специалистов, практиков государственного управления и местного самоуправления Санкт-Петербурга и Ленинградской области раскрывают роль бизнес-инкубаторов как инструмента поддержки малого бизнеса, развития экономики на местном уровне, а также демонстрируют возможности органов местного самоуправления по организации бизнес-инкубаторов. Брошюра снабжена рядом практических документов действующих бизнес-инкубаторов Ленинградской области.

Предназначено для руководителей и специалистов органов местного самоуправления. государственного управления, организаций, занимающихся содействием развитию предпринимательства, учебных и научных заведений, а также всех лиц. интересующихся данной проблемой.


Оглавление

X. Берр - Вопросы создания и функционирования бизнес-инкубаторов: мировой опыт и российская практика.

Н. Багрова - Бизнес-инкубатор - эффективный механизм реализации государственной поддержки малого предпринимательства.

Практические примеры функционирования бизнес-инкубаторов.

Х. Берр - О Центре содействия начинающим предпринимателям Графенвер (ФРГ).

В. Попов -Муниципальный центр поддержки предпринимательства Тосненского района (Ленинградская область).

И. Груздев - Об опыте работы Волховского бизнес-инкубатора.

С. Исупова - Практические примеры функционирования бизнес-инкубаторов в Московской области.

Приложения.

Устав Волховского Международного Образовательного Учреждения «Бизнес-Инкубатор».

Положение о попечительском совете Волховского Международного Образовательного Учреждения «Бизнес - Инкубатор».

Постановление Пушкинского Городского Совета о создании бизнес-инкубатора.

Концепция создания Пушкинского бизнес-инкубатора.

Положение о Бизнес-инкубаторе Муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства Тосненского района.

Договор аренды нежилых помещений (Тосненский бизнес-инкубатор).



Вопросы создания и функционирования бизнес-инкубаторов: мировой опыт и российская практика

X. Берр

1. Введение

Бизнес-инкубаторы являются инструментом регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных или молодых предприятий на начальной стадии.

В центре внимания находится сдача предпринимателям внаем офисных и производственных помещений, а частично и технического оборудования на выгодных условиях, а также предоставление соответствующих сервисных услуг (консультации, сопровождение и инфраструктура). Бизнес-инкубаторы создают хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.

При этом по своему профилю бизнес-инкубаторы могут существенно различаться. В зависимости от местных условий и постановки цели акцент может быть сделан в большей степени на производстве товаров или на оказании услуг (или на том и другом одновременно). В наукоградах, например, бизнес-инкубаторы могут носить скорее характер технопарка или инновационного центра, в то время как в других городах в качестве участников могут приглашаться либо исключительно лица, основывающие собственное дело, либо частично и уже созданные предприятия. Несмотря на эти различия в деталях, общий принцип функционирования, тем не менее, единый и широко применимый.

Во всем мире в основу деятельности всех бизнес-инкубаторов заложен этот принцип. Однако ориентированность на местные условия приводит к возникновению самых различных вариантов.

Ниже еще раз обобщены важнейшие составные части концепции функционирования бизнес-инкубаторов.

Концепция использования здания и помещений

Здание должно находиться в собственности муниципалитета и требовать лишь незначительного ремонта. Концепция должна предусматривать наличие зон для коммуникации (общения), таких как: единая приемная, совместные комната для переговоров и помещение, где располагается техника, общая кухня и т.д.

Правовая концепция

В принципе здесь возможны различные варианты организационно-правового оформления функционирования бизнес-инкубатора. В то же время следует обратить внимание на два важных обстоятельства:

1) бизнес-инкубатор не преследует цели извлечения прибыли, т. е. не является коммерческим предприятием, и с этой точки зрения должна избираться одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций (фонд, некоммерческое партнерство и др.);

2) муниципальное образование должно выступать в качестве учредителя или одного из основных соучредителей бизнес-инкубатора.

Правовое обеспечение создания и деятельности бизнес-инкубатора обеспечивается уставом и/или учредительным договором, а также внутренними документами, регламентирующими полномочия и регламент работы отдельных органов и должностных лиц (если предусматривается принятие таких положений), правила внутреннего распорядка, договорами аренды помещений. Что касается органов управления, то наряду с директором и собранием учредителей, особое значение придается Попечительскому совету.

Кадровая концепция

Наряду с директором персонал главным образом состоит из секретаря и одного бухгалтера, которые работают для всех предпринимателей.

Концепция финансирования

Первоначальные (стартовые) расходы на подготовку здания и закупку техники для совместного использования должны взять на себя учредители. Текущие эксплуатационные расходы (оплата персонала, расходный материал, канцелярия и т.д.) в полной мере должны покрываться за счет арендной платы. В России это должно быть возможно в том случае, если общая площадь помещений составляет не менее 500 кв.м.

Профиль и концепция выбора претендентов

Выбор претендентов, который должен осуществляться в соответствии с условиями конкурса и быть открытым и прозрачным, определяет профиль бизнес-инкубатора. Преимущество должно быть оказано производящим предприятиям и фирмам, предоставляющим услуги предпринимателям. Такие виды деятельности, как торговля и предоставление персональных услуг (напр., парикмахер, массажист и т.п. - прим, перев.), являются нетипичными для бизнес-инкубатора.

Выбранные предприятия проходят строгую проверку, они должны не конкурировать между собой, а скорее дополнять друг друга.

Концепция консультационных и сервисных услуг

Консультационные услуги, предоставляемые директором, можно четко дифференцировать: консультирование по производственно-экономическим вопросам, опосредование контактов, информационная поддержка, мероприятия по обучению и т.д. Однако эти, как правило, бесплатные сервисные услуги не должны замыкаться на инкубируемых предприятиях, они должны предлагаться всем молодым предпринимателям региона.

Именно в России применение такого инструмента, как создание бизнес-инкубаторов, обещает успех. Во многих городах и районах имеются пустые, неиспользуемые производственные помещения, частично технически оснащенные. Вместо того, чтобы осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, представляется возможность загрузить прежде всего имеющиеся и пока вполне подходящие для этих целей производственные мощности.

Проблемы заключаются, прежде всего, в вопросах собственности. Во многих случаях сегодня, как и ранее, государственные предприятия являются собственниками своей недвижимости, и муниципалитеты не могут использовать пригодные для соответствующих целей и простаивающие здания.

В рамках реализации проектов по линии программы немецкой технической помощи TRANSFORM в Ленинградской и Московской областях были созданы конкретные пилотные бизнес-инкубаторы. Они на деле продемонстрировали, каким образом путем передачи неиспользуемого потенциала муниципалитетам и последующего создания бизнес-инкубаторов могут быть даны мощные импульсы экономическому развитию и, прежде всего, развитию малого и среднего бизнеса. Эти успешно реализованные пилотные проекты должны быть стимулом для подражания и оказывать широкое воздействие за пределами названных областей.


2. Общие принципы функционирования бизнес-инкубаторов


2.1 Постановка цели

При учреждении и становлении бизнес-инкубаторов администрация преследует множественные цели:

  • Укрепление экономической мощи муниципалитета за счет целенаправленной поддержки начинающих предпринимателей и лиц, создающих свое дело, а также малых и средних предприятий в целом.
  • Быстрое предоставление промышленных площадей, требующих сравнительно незначительных инвестиционных мероприятий, за счет использования имеющейся и простаивающей в данный момент недвижимости.
  • Демонстрация доброжелательного отношения к предпринимателям в муниципалитете, благодаря чему инвестиционный климат в целом будет улучшен, и будут привлекаться капиталы и извне.

В целом, бизнес-инкубаторы помогут улучшить начальные условия и перспективу выживания для лиц, создающих свое дело, и начинающих предпринимателей. Кроме того, прием в центр крепко стоящих на ногах предпринимателей малого и среднего звена позволит поделиться опытом предпринимательской деятельности, что может послужить на благо всем участникам.

Гибкая система аренды помещений и, частично, оборудования, совместно используемые сервисные услуги, поддержка при получении информации, установлении контактов и освоении рынка, а также пространственная близость к другим таким же активным и динамичным молодым предпринимателям являются надежной опорой для преодоления обычных трудностей начального этапа.

При достаточном спросе на предлагаемые производственные площади можно преследовать и другие цели. Например, при высокой концентрации инновационных и высокотехнологичных предприятий в центре может быть сделан акцент на содействие развитию инноваций в качестве самостоятельного направления.

Однако бизнес-инкубатор не представляет из себя "детскую площадку для предпринимателей". Он преследует цель внедрить плодотворные идеи и концепции в продуктивные предприятия. Для этого требуется долговременное и доверительное сотрудничество между начинающими предпринимателями, с одной стороны, и руководителем бизнес-инкубатора и администрацией - с другой.

В целом, бизнес-инкубатор должен превратиться в привлекательный для предпринимательства центр. В нем предприниматели находят не только подходящие промышленные площади и интересную инфраструктуру, но и целый ряд иных полезных услуг. Прежде всего, там имеется взаимное плодотворное соседство и поддержка при возникновении первых проблем. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и минимизация расходов на управленческий аппарат.

Бизнес-инкубатор с его официальным муниципальным характером предоставляет всем предпринимателям общее "прикрытие", гарантирует безопасность, придает вес, а также создает совместный положительный имидж по отношению к клиентам и потенциальным деловым партнерам вне инкубатора.


2.2 Предложение производственных площадей и аренда

Бизнес-инкубаторы предлагают помещения, которые включают в себя производственные площади и офисы в пригодном для использования состоянии и различного размера, предусмотренные для предприятий как производящих продукцию, так и предоставляющих услуги. При определенных обстоятельствах наряду с помещениями в аренду могут быть предложены также оборудование и техническое оснащение.

Количество площади должно быть достаточно для того, чтобы в центре могли разместиться не менее 5 и до 10 предпринимателей. Производственные помещения должны быть не менее 100 квадратных метров, офисы -, по меньшей мере 15 квадратных метров. Бизнес-инкубатор в целом может занимать площадь от 300 до 3000 кв. м., здесь нет общего для всех правила. Однако опыт, накопленный в Германии и других западных странах, показывает, что оптимальный размер площадей с точки зрения благоприятной структуры затрат находится в промежутке от 1000 до 1500 кв. м. При наличии больших заводских помещений для разделения производственных площадей можно использовать подвижные стальные перегородки или систему передвижных (мобильных) стен. Такое решение вопроса относительно дешево и позволяет достаточно легко менять размер площадей.

Помещение для переговоров, раздевалки, санитарные узлы, а также кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора.

Договор об аренде можно заключать сначала на 3 года с возможностью продления еще на 2 года. При достаточном количестве площади можно предусматривать и более длительные договоры об аренде. Однако в любом случае следует оговорить возможность расторжения договора, если арендатор без согласования использует помещения в иных целях, чем было предусмотрено в договоре, или работа предприятия полностью или частично прекращена. Поэтому цель использования арендованных помещений должна быть письменно оговорена в приложении к договору об аренде. В любом случае сдача помещений в субаренду не должна допускаться.

В принципе, концепция не предполагает долговременных или неограниченных по времени договоров об аренде. Если вновь созданное предприятие прочно встало на ноги в течение 5 лет, то ему следует найти себе помещение вне центра и освободить место для новой молодой фирмы. Однако в зависимости от имеющейся в наличии площади и спроса на нее со стороны предпринимателей может быть рассмотрен и более длительный договор об аренде помещений в бизнес-инкубаторе.

Решающим является вопрос о величине арендной платы. Она должна быть особенно благоприятной для предпринимателя в первый год аренды и, постепенно увеличиваясь, достигнуть к пятому году нормальной рыночной цены. Для предприятий сферы обслуживания арендная плата может быть несколько выше, чем для производящих предприятий.

Администрация на основании анализа актуальных арендных отношений может придерживаться следующих твердых правил - размер аренды должен составлять:

  • 1 и 2 годы аренды 50% рыночной цены
  • 3 год аренды 70% рыночной цены
  • 4 год аренды 80% рыночной цены
  • 5 год аренды 90% рыночной цены
  • начиная с 6 года рыночная цена.

Установление такой величины арендной платы ведет к снижению финансовой нагрузки, а тем самым к косвенной поддержке предприятий именно в тяжелые первые годы их существования. Однако следует также иметь в виду, что арендная плата может быть еще больше снижена для начинающих предпринимателей в инновационных отраслях, в то время как уже ставшие на ноги малые и средние предприятия уже в первый год их нахождения в центре должны вносить значительно более высокую арендную плату. Аналогичным образом производящие предприятия могут иметь более благоприятные арендные условия, чем предприятия сферы услуг.

При этом арендная плата включает:

  • предоставление всех коммуникаций (проводка водо-, газо-, тепло- и энергоснабжения (но не потребление соответствующих коммунальных услуг, что оплачивается отдельно - прим, пер.)),
  • подключение телефона (но плата за телефонные переговоры взимается отдельно),
  • использование совместных помещений (кухня, комната для переговоров и т.д.),
  • предоставление копировальной техники,
  • использование секретариата, включая работу общего секретаря (ежедневное почтовое обслуживание),
  • и, прежде всего, консультации, опосредование контактов и прочие сервисные услуги со стороны руководства бизнес-инкубатора.

Аренда оборудования и технических установок оплачивается дополнительно по аналогично дифференцированным ставкам. Использование электроэнергии, воды и отопления должно оплачиваться дополнительно и, если это возможно, в соответствии с индивидуальными расходами, в противном случае с учетом занимаемой площади и индивидуальных особенностей.

Разумеется, сосуществование отдельных предпринимателей в бизнес-инкубаторе в деталях урегулировано в Правилах внутреннего распорядка.

Таким образом, бизнес-инкубатор не ставит на передний план лишь задачу предоставления производственных площадей в течение длительного времени на льготных условиях; он в первую очередь пытается создать благоприятное окружение для предпринимателей, которые именно во время сложной начальной фазы должны получить снижение финансовой нагрузки благодаря выгодной аренде, однако особую пользу извлекают за счет предоставления им дополнительных сервисных услуг и консультирования.


2.3 Привлекательная инфраструктура

В бизнес-инкубаторе в распоряжение предпринимателей предоставляется следующая инфраструктура:

  • гибкое, индивидуально сориентированное предложение площадей для размещения производства и оказания услуг; o современная инфраструктура с централизованным секретариатом, где имеются служба приема гостей, машинописная служба, телефон и почта;
  • современная коммуникационная техника, общее подключение к Интернету;
  • совместные помещения для переговоров;
  • совместные бытовые помещения, кухня и т.д.;
  • привлекательный внешний вид и положительный имидж.

Таким образом, предприниматель попадает в упорядоченную среду, которая позволяет ему с самого начала сконцентрироваться на его собственных производственных задачах. Уже существующие организационные рамки и многократные эффекты синергии, возникающие в результате соседства с другими предпринимателями, которые сталкиваются с похожими проблемами, снижают риски провала предприятий на начальной фазе.

Создание подобной инфраструктуры должно быть финансировано в основном за счет арендной платы, но требуется также авансирование за счет муниципалитета. Управляющий бизнес-инкубатора несет основную ответственность за создание такой среды.

На среднесрочную и долгосрочную перспективу следует стремиться к покрытию эксплуатационных расходов, включая заработную плату руководства, за счет арендной платы, в то время как инвестиционные и первоначальные расходы должны финансировать муниципалитет и другие участвующие организации (например, фонд занятости, торгово-промышленная палата, местные банки, фонд содействия развитию малого и среднего бизнеса).

Существующая инфраструктура создает для предпринимателя оптимальную с точки зрения расходов ситуацию и не перегружает его чрезмерными постоянными издержками.


2.4 Предложение сервиса и обслуживания

Особенность бизнес-инкубатора наряду со льготными условиями аренды заключается, прежде всего, в предложении сервисного сопровождения начинающих предпринимателей. Это предложение олицетворяется с личностью управляющего, который предоставляет определенные информационные, консалтинговые услуги и услуги по обслуживанию.

Предложение сервиса и обслуживания должно включать следующие сферы:

  • опосредование контактов с потенциальными деловыми партнерами, союзами, торговыми палатами и т.д.;
  • поддержка при решении административных и правовых проблем;
  • получение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированные журналы, Интернет и т.д.);
  • подготовка и сопровождение при переговорах с банками;

  • предоставление возможности для повышения квалификации по вопросам предпринимательской практической деятельности; учебные программы, включающая производственно-экономические и правовые вопросы, например, ведение учета, налоги, маркетинг;
  • организация совместного участия в выставках и ярмарках;
  • поддержка при разработке бизнес-планов и предпринимательских стратегий.

Особенное преимущество для предпринимателя заключается также в том, что в бизнес-инкубаторе с ним всегда можно установить связь. Даже при его отсутствии на звонки ответит общий секретарь, передаст сообщения или согласует сроки (встреч). Постоянный обмен опытом с другими предпринимателями в центре, имеющими те же интересы, проблемы и вопросы, дает новые импульсы, которые могут привести не только к взаимной поддержке, но и к кооперации.

Вся обстановка центра в целом создает такой сервис, который при других обстоятельствах вряд ли мог бы быть оплачен начинающими предпринимателями.


2.5 Требования к претендентам

Для того чтобы претендовать на прием в члены бизнес-инкубатора, лица, создающие свое дело, и начинающие предприниматели должны иметь определенные предпосылки.

Претендент должен убедительно доказать, что:

  • предприятие имеет реальные экономические шансы на успех (рыночная перспектива, прогноз товарооборота и т.д.)
  • продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными и обладают реальными шансами на рынке (описание товаров или услуг, выгоды, преимуществ, возможных рисков и т.д.)
  • финансирование гарантировано за счет собственных или привлеченных средств (концепция финансирования, планы ликвидации, инвестирования и т.д.).

Претенденты должны, кроме того, предоставить следующие документы:

  • анкету и описание предыдущей предпринимательской деятельности;
  • предпринимательскую концепцию, которая характеризует планируемый для производства продукт, рыночные перспективы, ситуацию с точки зрения конкуренции, сбыт и потребность в площади;
  • производственно-экономический план, в который включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижения успеха.

Управляющий центра может оказать помощь уже при подготовке этих документов и составлении бизнес-плана. Изложенные выше требования не ставят цель создать бюрократические трудности. Предприниматель должен иметь такие планы и для других целей, например, для переговоров с банками.

Эти документы послужат ему одновременно схемой для разработки внутренней концепции, кроме того, предприниматель будет вынужден предпринять структурированные действия, еще в большей степени минимизирующие риски предпринимательской деятельности. То есть претендент должен выполнить определенные предпосылки и доказать шансы на успех своей предпринимательской идеи.

Кроме того, важным является и то обстоятельство, что муниципалитеты проводят для бизнес-инкубатора активный маркетинг. Для того чтобы предприниматели реально смогли заявить о своем желании стать членами центра, они должны быть детально проинформированы о проекте. Для этого - но и для того, чтобы с самого начала суметь привлечь предпринимателей к реализации концепции - уже на подготовительном этапе проводятся совместные информационные встречи с участием, например, фонда занятости, Торгово-промышленной палаты и местных банков.


2.6 Выбор предпринимателей

Строгость критериев отбора зависит, в первую очередь, от:

  • размера имеющихся в наличии площадей и
  • количества претендентов на вхождение в бизнес-инкубатор.

Разумеется, при большом предложении и ограниченном спросе требования к предпринимателям не могут быть особенно высокими. Однако и в этом случае необходима убедительная предпринимательская концепция, и личные качества претендента должны быть подходящими для предпринимательской деятельности.

При большом спросе и ограниченном предложении площадей следует применять более строгие критерии. Все перечисленные выше условия должны быть выполнены. Кроме того, при помощи целенаправленного отбора претендентов можно добиться придания бизнес-инкубатору особого профиля, например:

  • отдать преимущество лицам, создающим свое предприятие;
  • сделать акцент на инновационных и технологически интенсивных предприятиях;
  • перенести центр тяжести на некоторые особые отрасли;
  • сосредоточиться только на производстве или только на услугах, либо целенаправленно поддерживать и то, и другое направления, дополняющие друг друга.

Рекомендуется проведение открытого конкурса, в котором смогут принять участие все заинтересованные учредители.

В этом случае выбор должен осуществляться постоянной отборочной комиссией, например, Наблюдательным или Попечительским советом.

В состав такой комиссии должны или могут входить:

  • Глава администрации;
  • директор бизнес-инкубатора;
  • представители учредителей;
  • редставитель фонда занятости;
  • представитель Торгово-промышленной палаты;
  • представитель банка;
  • независимые эксперты, аудиторы.

Точный состав должен быть зафиксирован в Уставе бизнес-инкубатора.

Хороший выбор претендентов с высокой "квотой попадания", что означает в итоге благополучно функционирующие предприятия, является решающим для успеха, а тем самым - и для имиджа бизнес-инкубатора.

Однако при этом следует следить и за тем, чтобы выбранные предприниматели дополняли друг друга и существовал эффект синергии. Предприниматели не должны быть конкурентами друг другу, поскольку это может ухудшить климат в бизнес-инкубаторе.


2.7 Учредители, организационно-правовая форма и органы бизнес-инкубатора

Бизнес-инкубаторы должны создаваться в форме некоммерческой организации. В качестве возможных организационно-правовых форм можно рассматривать фонд, некоммерческое партнерство, либо ассоциацию.

Основным учредителем должны выступать одно или несколько муниципальных образований. В то же время, следует приветствовать участие и иных учредителей. Здесь возможны различные варианты, например:

  • Российская Федерация и / или субъект РФ в лице уполномоченных органов государственной власти
  • крупные предприятия;
  • фонд занятости;
  • банки, готовые содействовать развитию бизнес-инкубатора;
  • торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей;
  • фонды поддержки малого и среднего бизнеса.

Однако возможно - полностью, или как минимум на начальной стадии -отказаться от создания специального юридического лица, например, если здание уже находится в собственности муниципалитета. В этом случае, тем не менее, стоит рекомендовать договорную регламентацию, например, с торгово-промышленной палатой или фондом занятости о руководстве бизнес-инкубатором, а также о предоставлении сервисных услуг.

В иных случаях - там, где уже имеется, например, бизнес-центр или фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства, куда может быть интегрирован бизнес-инкубатор, - требуется внесение соответствующих изменений в уже имеющийся Устав.

Бизнес-инкубатор имеет следующие органы: Управляющий бизнес-инкубатором

Ему отводится ключевая роль при определении успеха центра. Он является непосредственным партнером для предпринимателей практически во всех вопросах и одновременно доверенным лицом администрации.

Управляющему необходимы соответствующие знания и ноу-хау, умение держать себя, а также интуиция в предпринимательских вопросах. В то же время, он должен обладать организаторским талантом и восприниматься всеми партнерами в качестве компетентного лица.

Во многих администрациях такие личности сформировались в последние годы, так, например, в комитетах по управлению имуществом, занимавшихся вопросами приватизации, или в комитетах по экономике, которые очень хорошо понимают интересы предпринимателей.

Подобное решение проблемы за счет внутренних резервов было бы, естественно, наиболее разумным с точки зрения издержек и поэтому должно приветствоваться. Однако и сторонние кандидаты, уже обладающие опытом в экономике, вполне могут иметься в виду. Кроме того, возможна также передача функции управления, например, Торгово-промышленной палате или фонду занятости.

Если же подходящая кандидатура "не обнаружится", может быть проведен конкурс на должность директора.

Собрание учредителей

Представители учредителей или участников встречаются, по меньшей мере, один раз в год и определяют предпринимательскую политику центра. Они принимают важнейшие решения в вопросах персонала (управляющий, Наблюдательный совет) и утверждают баланс.

Наблюдательный (Попечительский) совет

На Наблюдательный (Попечительский) совет возлагаются особенно важные функции. Он собирается примерно раз в квартал и принимает решения о приеме предпринимателей в центр. Наблюдательный совет контролирует деятельность руководства и оказывает существенное влияние на формирование предпринимательской политики.

Он утверждает Регламент, в котором среди прочего, урегулированы полномочия и обязанности управляющего. Кроме того, Наблюдательный совет регулирует порядок заключения и условия арендных договоров и издает Правила внутреннего распорядка.

В Наблюдательном совете должны быть представлены учредители или участники. Помимо этого, в него могут также входить иные специалисты и независимые эксперты (к примеру, представители банков, аудиторы) с правом решающего голоса или без него.

Председателем Наблюдательного (Попечительского) совета должен быть Глава Администрации в качестве представителя основного участника.


3. Особые критерии успеха бизнес-инкубаторов в РФ

Примеры создания бизнес-инкубаторов в Московской и Ленинградской областях в принципе подтверждают опыт, накопленный и в западных странах. Решающим фактором для успеха прежде всего является адаптация к местным условиям, в первую очередь к:

  • возможностям имеющегося здания;
  • структуре экономики и особенному потенциалу конкретного муниципалитета;
  • спросу со стороны предпринимателей;
  • уже имеющейся инфраструктуре для предпринимателей.

Однако, помимо этого, есть некоторые особые моменты, которые являются решающими для успеха в специфических российских отношениях. При этом создание муниципальных бизнес-инкубаторов в России может, в принципе, рассматриваться в качестве относительно несложной задачи, если налицо три существенных предпосылки:

  • имеется здание, находящееся в распоряжении муниципалитета, которое, помимо прочего, не требует особенно значительных затрат на ремонт: если такой недвижимости нет, либо если она продается или сдается по дорогой цене, реализация проекта вряд ли реалистична по финансовым причинам;
  • имеется кандидатура прогрессивного и квалифицированного человека на должность директора, который одновременно должен уметь удовлетворить разнообразные запросы предпринимателей; этот человек либо уже однозначно определен и берет на себя, помимо прочего, и подготовительные мероприятия, либо такая кандидатура может быть найдена путем проведения конкурса;
  • имеется спрос со стороны начинающих предпринимателей, которые должны быть своевременно проинформированы и включены в процесс.

При наличии этих предпосылок реализация проекта по созданию бизнес-инкубатора и в России может быть возможна без больших проблем.

Вопросы собственности

Опыт показывает, что очень во многих российских муниципалитетах имеются здания, в общем и целом хорошо подходящие для размещения на их базе бизнес-инкубаторов. Таковой можно считать недвижимость, находящуюся в принципе в хорошем состоянии, в связи с чем не требуются чрезмерные инвестиционные мероприятия. Здания, кроме того, должны подходить для указанных целей и с точки зрения общей планировки; при этом если значительная часть помещений не находит применения, собственно, ничто не должно было бы препятствовать их использованию в новом качестве. К сожалению, однако, этому процессу мешают зачастую мало понятные вопросы собственности. Вместо того чтобы передать здание для нового использования, часто собственник скорее оставляет его разрушаться, и первоначально еще хорошая строительная субстанция с течением времени теряет свою ценность.

Применительно к вопросам собственности возможны следующие варианты:

  • Передача права собственности на объект недвижимости муниципалитету:

  • это может произойти и в результате расчетов по долгам в тех случаях, когда собственник является должником перед муниципалитетом.
  • Совместное создание и ведение бизнес-инкубатора:
  • Собственник (например, предприятие) и муниципалитет совместно создают и ведут бизнес-инкубатор, при этом в случае необходимости большинство (голосов) может иметь и собственник недвижимости.
  • Ограниченное (во времени) право пользования или договор аренды:
  • и без сиюминутного разрешения вопросов собственности возможны различные схемы по передаче здания. Так, муниципалитет мог бы получить от нынешнего собственника ограниченное во времени право пользования зданием для целей создания бизнес-инкубатора.

Таким образом, имеется целый ряд возможностей для творческого, гибкого подхода к решению проблем собственности, которые в каждом индивидуальном случае должны быть глубоко изучены. Однако наихудшим вариантом с уверенностью можно признать простаивание и разрушение в принципе пригодной недвижимости, в то время как рядом находятся молодые предприниматели, безуспешно ищущие подходящие производственные помещения.

Инвестиционные мероприятия

Даже если найденное здание находится в хорошем состоянии, тем не менее требуются определенные инвестиционные мероприятия, проведение которых может сорваться в результате финансовых проблем. Прежде всего, инвестиции необходимы для ремонта и оформления входа с приемной и помещений для общего использования. В дальнейшем особое значение имеют создание нормально функционирующей инфраструктуры (прежде всего, телефонных линий) и приобретение техники (телефонная станция, копировальный аппарат и т.д.). Что касается индивидуальных помещений, где размещаются предприятия, хорошо зарекомендовала себя практика привлечения самих предпринимателей для проведения косметического ремонта. В зависимости от объема работ, осуществленных собственными силами, предпринимателю может быть предоставлено снижение арендной платы.

С точки зрения возможностей решения финансового вопроса могут быть рекомендованы: поиск спонсоров; ограниченное определенными рамками софинансирование в рамках реализации программ технической помощи; ходатайствование о получении субсидий, например, от фонда занятости или областной структуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, показала свою реалистичность и поэтапная реализация проекта по созданию бизнес-инкубатора. Шаг за шагом отдельные помещения могут ремонтироваться по мере возникновения спроса со стороны предпринимателей. Тем самым бремя финансирования будет рассредоточено на более продолжительный период времени.

Привлечение дополнительных организаций

В качестве одной из российских особенностей следует признать активную роль во многих муниципалитетах фондов занятости. Поэтому весьма целесообразной представляется кооперация муниципалитета с фондом занятости в, процессе совместного создания бизнес-инкубатора. Благодаря этому привлекаются не только дополнительные финансовые средства, но и многообразные ноу-хау в области содействия становлению молодых предпринимателей. Аналогичным образом должна быть исследована возможность кооперации и с другими учреждениями и организациями, такими как Торгово-промышленная палата или местные банки. В зависимости от индивидуальной ситуации здесь возможны самые различные варианты.

Уровень спроса со стороны предпринимателей

Зачастую наибольший фактор неопределенности заключается в том, что интуитивно довольно трудно оценить, насколько большим в действительности является спрос потенциально заинтересованных и подходящих для участия в центре молодых предпринимателей. Однако опыт показывает, что имеется достаточное число заинтересованных лиц, желающих вступить в бизнес-инкубатор. Независимо от того, в отношении какого конкретно здания будет принято решение, и до начала детального планирования муниципальная администрация должна справиться о наличии принципиального интереса со стороны предпринимателей. Таким образом будет гарантировано, что планирование не идет вразрез со спросом, и профиль, а также величина проекта могут уже на подготовительной стадии быть лучше согласованы.

Профиль бизнес-инкубатора

В зависимости от уровня спроса и наличия предложения помещений может быть определен профиль центра посредством жесткости критериев отбора. Идеальной представляется комбинация фирм по оказанию услуг для предпринимателей и производственных предприятий, либо небольших ремесленных фирм. Однако в этом вопросе часто приходится идти на компромиссы вследствие местоположения и внутренней планировки имеющегося здания. Однако должны быть исключены из числа претендентов на прием в центр чисто торговые предприятия, а также фирмы по предоставлению личных услуг, такие как, например, парикмахерские. Поскольку для организации предоставления большинства видов услуг предпринимателям необходимо меньше начальных инвестиций, чем для организации производства, центр тяжести скорее всего будет приходиться на оказание услуг. При этом услуги, рассчитанные на предпринимателей, имеют позитивный сопроводительный эффект, который заключается в одновременном содействии развитию предпринимательства в целом.

Недопустимость ограничения круга лиц, пользующихся услугами бизнес-инкубатора, только состоящими в нем предпринимателями

Услуги, предоставляемые бизнес-инкубатором, должны оказываться не только членам центра, но и всем начинающим предпринимателям муниципалитета. Более того, следует порекомендовать создание в бизнес-инкубаторе рабочего места, оснащенного компьютером, которое предоставлялось бы всем желающим, в том числе и со стороны. Лица извне, создающие собственное дело, также должны иметь возможность на основании предварительной заявки пользоваться, к примеру, помещением для переговоров или определенной техникой. В этом случае бизнес-инкубатор приобретает гораздо больший эффект широкого воздействия.

Дальнейшее развитие системы бизнес-центров

Бизнес-инкубаторы в принципе представляют собой расширение бизнес-центров за счет недвижимости, предоставляемой лицам, создающим собственное дело, и молодым предпринимателям. Тем самым объединяются два существенных преимущества, которые одновременно означают ликвидацию существенных слабых сторон в системе бизнес-центров. С одной стороны, поступления арендной платы за сданные в аренду молодым предпринимателям производственные площади облегчают самофинансирование этих учреждений; с другой стороны, директор ежедневно находится в неизбежном контакте с предпринимателями, которым требуются соответствующие сервисные услуги. В бизнес-центры руководители фирм вынуждены часто приходить за консультациями, в бизнес-инкубаторе, однако, предприниматели присутствуют постоянно, и директор не может от них "спрятаться".

Важнейшая польза...

бизнес-инкубатора заключается в контакте и помощи предпринимателей-участников друг другу- Обоюдные консультирование и поддержка придают мужество, позволяют получать важную информацию и заводить полезные контакты, и все это вместе является решающим фактором для выживания в сложный начальный период. При распределении помещений в бизнес-инкубаторе следует обращать внимание на то, чтобы тем самым было облегчено и неформальное общение. "Центрами коммуникации" при этом чаще всего являются приемная, пространство вокруг копировального аппарата или кухня.

Однако важнейшая польза заключается в имидже, который создает себе администрация путем инициирования такой структуры, как бизнес-инкубатор. В противоположность многим другим мероприятиям бизнес-инкубатор видим, осязаем и одновременно ощутим. Постоянно возникают возможности для активной работы с прессой в связи с бизнес-инкубатором, что способствует улучшению репутации муниципалитета. А в этом заключается важнейшая предпосылка для победы в соревновании между регионами за привлечение инвесторов.

Подводя итог, следует отметить, что бизнес-инкубаторы представляют собой очень эффективный и практический инструмент содействия развитию муниципальной экономики с достаточно простой системой функционирования, которая и в России уже неоднократно доказала свои преимущества.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости