Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Особенности формирования системы венчурного финансирования и развитие механизмов государственной поддержки нновационного предпринимательства в городе Москве

Костров Алексей Викторович,
генеральный директор агентства по развитию
инновационного предпринимательства г. Москвы

Доклад на Пятом Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство.
Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование.
Контроль (надзор), административные барьеры»


Москва, февраль 2011

Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ряду проблем сегодняшней России. В значительной степени судьба научно-технической сферы зависит от решения вопроса привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в разработку и реализацию наукоемких инновационных проектов, как правило, очень рискованных.

Особо важная роль в этом стратегически важном деле принадлежит государству, заинтересованному в создании благоприятных условий для подключения частных инвесторов к финансированию перспективных научно-технических, социально значимых проектов. Одним из шагов на пути решения этой проблемы является формирование системы венчурного инвестирования.

В целях формирования механизмов отбора и коммерциализации перспективных инновационных разработок, преобразования идей в проекты, а проектов - в инновационные компании, способные обеспечить на основе высоких технологий производство конкурентоспособной продукции, на федеральном уровне и на уровне регионов идет интенсивный процесс создания новых для страны институтов развития - венчурных фондов. Эти финансовые структуры, являясь воплощением высокоэффективного частно-государственного партнерства, призваны сыграть ключевую роль в модернизации экономики на высокотехнологичной основе.

Под венчурным финансированием, как начальной стадией движения венчурного капитала, понимается способ финансирования малых высокотехнологичных перспективных компаний с целью получения инновационного дохода от прироста стоимости вложенных средств. Необходимость возникновения венчурного финансирования обуславливается неспособностью традиционной финансовой системы предложить гибкие формы финансирования малых и средних высокотехнологических компаний. Оперируя такими понятиями, как активы, пассивы, рентабельность, кредитоспособность, которые не применимы к новым фирмам, чьи активы нематериальны и состоят из перспективных идеи, умений и знаний их создателей, - традиционная финансовая система не может оценить перспективность того или иного научно-технического направления. И здесь в полной мере открываются преимущества венчурного финансирования перед другими формами финансирования: оно создает финансовую базу для обеспечения будущего роста компании и реализации дальнейших этапов ее развития, оно предоставляется новой компании, планирующей производство наукоемкой продукции, на долгосрочную перспективу.

В течение всего периода развития высокотехнологичной компании венчурные капиталисты не требуют выплат процентов по инвестиции, а тем более возмещения капитала, то есть не оказывают отрицательного влияния на денежный поток.

Венчурным финансированием является предоставление не только капитала, но и управленческих умений, необходимых для начала деятельности фирмы, ее организации и управления. Наличие широкого спектра источников, типов и видов венчурного капитала позволяет новым высокотехнологичным компаниям получить необходимые инвестиции практически на любом этапе своего развития, в том числе на самых ранних стадиях возникновения венчурного предприятия.

Главной целью венчурного финансирования, является поддержка роста конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Система финансирования инновационной деятельности и, в частности, венчурного финансирования состоит из взаимосвязанных элементов с иерархической соподчиненностью и специфическими функциональными особенностями, и включает в себя:

1) источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования);
2) механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников, политику (принципы и процедура) вложения мобилизованного капитала; механизм контроля за инвестициями;
3) механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств. Венчурное финансирование имеет ряд основополагающих принципов, суть которых заключается в создании партнерств в виде венчурных фондов, сбора денег у партнеров и установление правил защиты их интересов. Эти принципы лежат в основе механизма венчурного финансирования.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в отношении правового регулирования венчурной деятельности отсутствуют специализированные нормативные акты. Само правовое определение "венчурного" является размытым. Требует дальнейшей проработки вопрос льготирования венчурной деятельности.

Центральной проблемой регулирования венчурной деятельности является эффективное сочетание целей государства по развитию наукоемких технологий с целями самих предпринимателей, главным стимулом которых является эффективность инвестирования. Среди перечисленных проблем большая часть касается различных аспектов финансирования венчурной деятельности, трудностей с привлечением капиталов, с непониманием особенностей финансирования инновационного развития.

Таким образом, рекомендуется разработать и реализовать систему мер по интеграции российского рынка высоких технологий и венчурного капитала с мировым рынком. В частности, должно быть предусмотрено снятие всех ограничений на трансфер российских технологий и разработок, на привлечение зарубежного венчурного финансирования.

В 2010 году Правительством Москвы было принято беспрецедентное решение об увеличении финансовой поддержки малых и средних инновационных предприятий в форме субсидии. Субсидия – это форма безвозмездного и безвозвратного предоставления средств бюджета города Москвы юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях частичного или полного возмещения затрат для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Субсидии предоставляются на условиях софинансирования расходов на реализацию инновационных проектов - вложения предпринимателем в проект привлеченных внебюджетных средств в размере не менее 50% общей суммы финансирования проекта. При этом собственные средства могут использоваться на финансирование любых обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществляемых в рамках реализации проекта.

Таким образом, в 2010 году малые и средние инновационные предприятия в дополнении к трем существующим субсидиям (субсидии на создание опытного образца и запуск производства – 2 500 000 рублей; субсидии для оплаты затрат на патентно-лицензионную работу, брендинг и защиту интеллектуальной собственности на территории РФ и за рубежом – 500 000 рублей и 1 000 000 рублей соответственно; субсидии для оплаты затрат малого инновационного предприятия на участие в специализированных мероприятиях по продвижению продукции (выставки, ярмарки, конференции – 250 000 рублей) смогли получить еще три:

1) Субсидии начинающим малым и средним предприятиям в инновационной сфере, созданным, в том числе, высшими учебными заведениями и научными учреждениями – 500 000 рублей;
2) Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в области разработки и изготовления изделий медицинского назначения и создания фармпрепаратов, на технологическое развитие и модернизацию производства – 10 000 000 рублей;
3) Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере – 5 000 000 рублей.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости