Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, партнер компании «Дата Инсайд». Этот реальный виртуальный бизнес. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу с известным интернет-аналитиком Борисом Овчинниковым о том, что происходит сегодня на рынке интернет торговли, и почему в последние годы наблюдается его достаточно быстрый рост.

- Итак, Борис, мы остановились на некоем противостоянии внутри рынка электронной торговли. Кто и кому противостоит?

- С одной стороны – крупные игроки, как правило, пришедшие из традиционной торговли, то есть имеющие сеть обычных магазинов, а не занимающиеся только торговлей в интернете.

- Например.

- Тут можно посмотреть на членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКИТ), в интересах которых максимальное обеление рынка. Они уже привыкли играть «в белую», и им не нравится…

- Что другие участники рынка могут играть «в серую».

- Да, конечно. При этом в их интересах и сокращение количества игроков на этом рынке. По крайней мере, уменьшение доли мелких магазинчиков.

А по другую сторону баррикад – те самые десятки тысяч мелких бизнесов, о которых мы уже упоминали.

Для кого-то из них онлайн- торговля – это основной бизнес, для кого-то – лишь дополнительный канал к существующим традиционным продажам, но это не суть важно. Важно, что это – тысячи и тысячи продавцов, которые в массе своей мечтают о минимизации регулирования и контроля, но при этом значимых лоббистских возможностей не имеют.

- Вопрос, который напрашивается: онлайн-торговля – это столичная прерогатива, или она распространилась уже в регионы?

- Это давно уже не только столица. Да, по-прежнему Москва и в меньшей степени Питер по количеству людей, покупающих в интернете, по частоте покупок и количеству денег, потраченных в интернет-магазинах, идут впереди. Но при этом основной рост сегодня наблюдается в регионах, и разрыв между ними и той же Москвой постоянно сокращается. А если смотреть детальнее, то можно увидеть множество интересных подробностей.

- Каких?

- Например, когда мы говорим о росте количества покупок в зарубежных интернет-магазинах, то, на самом деле, речь идёт о росте покупок на Али-экспресс. А это – не магазин, а торговая площадка с множеством продавцов. И надо понимать, что это покупки, которые делаются в небольших городах и даже в сельской местности. Учтем, что, во-первых, для людей, живущих далеко от больших городов, нет большой разницы, ждать заказ неделю из Москвы или 10 дней из Китая. А, во-вторых, для этих людей цена имеет даже большее значение, чем качество. У многих нет возможности купить что-то за 4 тысячи (это – средняя стоимость покупки в российском магазине), но они могут купить что-то за 500 рублей: вдруг оно окажется стоящим и работающим.

- Тут возникает закономерный, по-моему, вопрос: почему средняя покупка в российских магазинах – 4 тысячи рублей, если в Китае можно купить нечто аналогичное за 500 рублей?

- Это потому, что, на самом деле, покупают разное. Всё-таки дорогую электронику покупать на Али-экспресс большинство наших людей боится. Мебель или товары для дома там тоже не покупают, потому что их не так просто привезти.

Зато на Али-экспресс покупают много очень дешевой одежды, при этом с готовностью, что она окажется одноразовой. Ведь, может, и не окажется. Покупают всевозможные смешные безделушки, сувениры, гаджеты, проводочки, зарядки, чехлы для телефонов и так далее.

Такие вещи, даже если они появляются в российских магазинах, стоят у них в разы дороже. Если же сравнивать дорогие товары, то разница в цене оказывается не столь значительной, а покупка в отечественном магазине понятнее и спокойнее. К тому же не обязательно заранее делать предоплату.

- Как я понимаю, сегодня поколения, привыкшие делать покупки в обычном магазине, всё рассмотрев, пощупав, по возможности примерив, уступает место поколениям, для которых интернет-торговля – дом родной.

- На самом деле, сегодня людей, которые всё покупают в интернете, очень мало. Жесткое разделение на покупателей интернет и обычных магазинов может существовать в словах представителей бизнеса, журналистов, экспертов. Для покупателей же, к примеру, купить что-то в интернете – всего лишь ещё один способ того, как можно делать покупки. И, к сожалению для рынка интернет-торговли, частота покупок большей части их покупательской аудитории очень низка: одна – две покупки в год.

- Я, допустим, также отношусь к этой категории покупателей: изредка я покупаю в интернете что-нибудь не слишком дешёвое (холодильник, электрическую косилку), и это получается как раз одна, самое большее две покупки в год.

- Но постепенно ситуация меняется, и то, что мы видим по получаемым нами цифрам, особенно последние года полтора, показывает: быстрее всего растёт количество покупок товаров повседневных категорий. Речь идёт о продуктах питания, упоминавшихся нами уже лекарствах, товарах для животных детских товарах (в первую очередь, памперсах и детском питании). То есть мы отмечаем естественный эффект: люди попробовали, и им это понравилось.

- Понравилось экономить своё время?

- Я считаю, что тут нечто другое, поскольку возможность экономить своё время у них была давно, а сейчас сказывается некоторое накопление опыта. Человек попробовал покупать в интернете электронику, потом – одежду (скажу честно, я только в этом году впервые купил через интернет обувь, до этого ничего такого не покупал). А потом возникает простая мысль: если я купил через интернет и то, и это, мне было так удобно покупать, то почему бы не покупать именно так товары, которые нужны мне каждую неделю?

И если с продуктами питания пока существует некоторый дефицит предложения, поскольку игроков на этом рынке немного, а условия, которые они предлагают, наверное, не всех устраивают, то в случае с детскими товарами и товарами для животных дело обстоит по-другому. Здесь речь идёт о более стандартизированных товарах, когда понятно, что именно вам нужно, и такое понимание срабатывает.

Но вот тут я хотел бы вернуться к теме регионов. Там в малых городах история про Али-экспресс проста и понятна, но есть и факторы, которые поднимают интерес к покупкам в российских интернет-магазинах. Причем мы можем в данном случае говорить о позитивном влиянии кризиса 2014 года, точнее – о проблемах традиционной розничной торговли в 2015 – 2016 годах. Ведь, если даже в Москве пройтись по торговым центрам, зайти в какие-нибудь магазины одежды, то ощущается сокращение ассортимента. А в регионах это ощущается гораздо сильнее. Одни магазины просто закрылись, другие вынуждены были сократить ассортимент, поскольку оборотных средств стало не хватать.

- Третьи подняли цены. А в малых городах магазинов не так уж и много.

- Да, третьи, пользуясь ослаблением конкуренции, подняли цены.

И при явном ухудшении предложения со стороны традиционной (офлайновой) розницы усиливается соблазн посмотреть, что же продаётся в интернете. Да, придётся ждать, но зато вы получите тот оптимальный товар, который нужен, и по существенно более выгодной цене.

Надо отметить и ещё один фактор, активно помогающий интернет-торговле: при всём ворчании и недовольстве покупателей доставкой покупок из интернет-магазинов, эта ситуация улучшилась кардинально. И Почта России доставляет посылки в разы лучше, чем она это делала несколько лет назад (например, в 2013 году), быстрее, дешевле для магазинов.

- И там меньше воруют?

- Риски того, что не доставят теперь меньше.

Скажем и о том, что одновременно резко увеличилось предложение со стороны альтернативных служб, причем и по доставке на пункты выдачи заказов, до того, что называется «постамат», и по доставке на дом. И этот процесс влияния улучшения доставки на поведение покупателей.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости