Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Виктор Харченко, зам. генерального директора НИСИПП. Кто ответит за отходы. Часть первая.

Мы стараемся регулярно знакомить читателей сайта с проектами, над которыми работают наши эксперты.

Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», принятый в первоначальном варианте ещё в июне 1998 года, устанавливал актуальные права собственности и условия лицензирования деятельности в сфере обращения с мусором. В конце 2014 года Госдума приняла целый ряд изменений и дополнений к нему. Ряд из них уже вступил в силу, введение ряда других должно произойти лишь в 2019 году.

Эксперты НИСИПП работают над проектом, связанным с реализацией положений этого закона в сфере информатизации.

Мы попросили руководителя экспертной группы Виктора Харченко рассказать, в чём суть нововведений и что даст новый закон как экономике, так и простым гражданам.

Сразу скажем: поскольку работа над проектом не завершена, Виктор счёл некорректным обнародовать некоторые данные, прежде всего – цифры.

 

- Виктор, я знаю, Вы сейчас руководите новым проектом.

- Да, мы выполняли проект, связанный с проблемами утилизации мусора у нас в стране и надеемся на дальнейшее свое участие в этом проекте.

- Я слышал о новом законе, согласно которому в платежках за ЖКУ появится новая отдельная строка: вывоз и утилизация мусора. Я прав?

- Да.

-Скажу честно, я к этому отнёсся плохо, как всякий человек, узнающий, что за работу, которая всегда делалась и делается сейчас и как-то оплачивается из наших карманов, будут теперь брать отдельную плату. То есть дополнительно.

- На самом деле смысл закона совсем в другом. Да, сейчас вывоз отходов входит в оплату содержания дома. Он не выделен в отдельную графу, как потребление воды, света или газа.

- Ну, электроэнергия у нас вообще в особой квитанции.

- Да, а вывоз мусора пока вообще безымянен.

- И что теперь будет? Как я понимаю, появятся специальные службы?

- Появятся. Более того, при создании региональных операторов появятся монополисты. Если раньше каждый дом, каждый торговый объект мог сам выбрать себе компанию, то теперь это будет монополист в сфере вывоза ТКО (твердых коммунальных отходов), который окажется, условно говоря, новым Мосгазом.

- Мосмусором.

- Например. Такая компания будет выбираться на конкурсе. Конкурс пока не проведён, и даже условия его ещё не опубликованы. Но, по логике нормотворчества, которым занимаются люди, пытающиеся эту сферу обелить и сделать прозрачной,  появится именно компания – монополист, с которой все будут обязаны заключать контракты по вывозу ТКО.

- А почему эту сферу необходимо обелить? Там люди массово в тени работают?

- Есть разные причины. Самая главная из них та, что необходимо навести порядок, с точки зрения утилизации и вторичного использования отходов. В развитых странах, какой-нибудь Швейцарии или другой такой же стране, в землю закапывается всего 1% бытовых отходов. Всё остальное либо обрабатывается, оттуда извлекаются полезные фракции – стекло, бумага и прочие, которые используются вторично, либо сжигается. Есть специальные мусоросжигательные заводы, генерирующие электроэнергию, которая поступает на рынок. У нас же официально в г. Москве из ТКО IV класса опасности в 2015 году извлекалось не более 7% полезных фракций, захоронение составляло 56%, для ТКО V класса опасности захоронение составляет 27% от объема. В России существуют заводы по сортировке мусора, по его переработке, но тем не менее ситуация такова…

И в том числе это происходит потому, что есть нелегальные свалки и объекты, куда вывозится мусор, но которые не приспособлены для его хранения, сортировки и так далее.

Мы знаем, что недавно было обращение к президенту, связанное со свалкой в Балашихе. Она расширялась, создавая неудобства для местных жителей, портила окружающую среду и так далее. Задача создания региональных операторов – сделать систему прозрачной и создать в каждом регионе ответственного, с которого можно было бы спрашивать.

- А как спрашивать? В Москве, например, полигонов нет.

- Москва покупает участки в других регионах и планирует вывоз отходов туда. Ставит там заводы.

- Это известно, об этом достаточно много писалось в СМИ.

-  Вопрос в том, как рассчитать, что эффективнее: перерабатывать отходы сразу, в Москве, а потом вывозить, или делать всё наоборот. Это – отдельные экономические модели и расчёты. Так что места, куда вывозить отходы, есть.

- Я лишь однажды сталкивался с работой свалки. Это – возле города Талдом Московской области. Там большой полигон, громадные горы мусора, но в данном случае главное – это то, что свалка берёт с клиентов деньги, чтобы к ним могли привезти мусор. А тут речь идет о том, что платить все будут некоему региональному оператору.

- Давайте разберемся. По новому закону будет введено несколько тарифов. Первый из них ограничивает стоимость услуг регионального оператора, то есть сумм, которые могут быть внесены в платежный документ нам с вами. Другой тариф – на захоронение отходов, он ограничивает суммы, которые берут мусорные полигоны. И есть тарифы, связанные с обезвреживанием и обработкой отходов.

- Это тоже берут полигоны?

- Нет. Это берут промежуточные звенья между региональным оператором и полигонами, занимающимися конечным захоронением – заводы, занимающиеся сортировкой, обезвреживанием, выделением полезных фракций. Эти фракции достаточно охотно покупает немалое количество коммерческих компаний, которые вводят их в оборот.

Простой пример: детские площадки застилаются материалом похожим на резину. В производстве этого материала используется то, что получено из отходов.

- Это – покрытие, которое обычно зелёное или красное?

- Да. А есть фракции, из которых получают удобрения, используемые фермерами. К сожалению, у нас это пока не сильно развито.

А то, что свалки берут за захоронение отходов деньги – это правильно. Во-первых, они получают лицензию, отнюдь не бесплатно, что имеют право с этими отходами работать. Во-вторых, они должны по закону провести с отходами определённые процедуры, чтобы мусор негативно не влиял на окружающую среду. Например, перемешать с землёй. Так что я ничего плохого в том, что за это полигоны берут деньги, не вижу.

- И теперь все эти отношения хотят упорядочить?

- Разумеется. До сих пор это был чистый рынок: кто кого на рынке нашёл, кто с кем заключил договор (например, с каким-нибудь ООО «Ромашка»), тот с тем и работает. А куда и какие концы ушли, кто заплатил (и заплатил ли вообще) налоги - этого никто не знает. Каким образом из этих отходов извлекли полезные фракции – тоже непонятно.

Задача государства – чтобы из каждого мусорного пакета, собравшегося в домашнем хозяйстве, в офисе или где бы то ни было в другом месте, максимально извлечь полезные фракции и ввести их в хозяйственный оборот. И создать условия, чтобы этим было коммерчески выгодно заниматься. Чтобы те же самые фермеры могли максимально употреблять полученные из отходов удобрения в своих хозяйствах. И так далее.

Государство же классифицирует виды этих отходов, ведет справочники-классификаторы, выдаёт лицензии на право работать с отходами. Государство формирует нормативы образования отходов, устанавливает, какой объект сколько отходов может формировать в год, какого типа, где имеет право их складывать, какое количество времени хранить, с кем обязан заключить контракт.

Региональный же оператор, некий монополист на уровне субъекта федерации, - это просто средство контроля данной системы. Если раньше любое маленькое ООО могло заключить контракт с неким ИП и заниматься переработкой отходов, то теперь оператор должен отвечать за то, чтобы отходы перерабатывались с наибольшей эффективностью.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин.

Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости