Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Светлана Машковская, менеджер компании «Максимако» (Будва, Черногория). Россияне в черногорском бизнесе. Часть первая.

Российские предпринимательницы осваивают зарубежный бизнес. О том, как работается нашим соотечественницам в Черногории, мы беседуем со Светланой Машковской.

 

- Светлана, чем занимается компания, в которой Вы работаете?

- Сдачей в аренду и продажей недвижимости.

- Знаете, есть у меня в России знакомая предпринимательница, которая живёт в городе Уссурийске. Зовут её Лариса Бутенко, у неё трое детей и лесопилка, как у Скарлетт О’Хара, героини известного романа «Унесённые ветром». А, кроме того, она занимается проектом развития женского предпринимательства. Она ездит по всей России и объясняет женщинам, что они вполне могут заниматься бизнесом.

А здесь, в Черногории, в одной только Будве, я, приехав сюда меньше недели назад, слышал уже о нескольких россиянках, занимающихся здесь предпринимательской деятельностью.

- А, по-моему, сейчас как раз женщины ведут большую часть бизнеса.

- Как я понял, сюда, в Черногорию, приезжают из России женщины, причём некоторые не за мужьями, а сами, даже с детьми.

- Ну, не все. Вот в моём кругу общения женщины приехали сюда с семьями. Так приехала я, так приехала моя начальница, у которой пять детей. Ей при этом всего лишь 39 лет.

- Как же она справляется?

- Старший сын у неё в Москве учится в лётном училище. А остальные дети здесь при ней.

- И она начальник, а муж при ней?

- Да, начальник – она. У неё есть бизнес-жилка, и получается лучше у неё управляться с фирмой. А муж у неё больше философ, он прекрасный отец и занимается детьми.

- А когда Вы приехали сюда?

- Почти шесть лет назад. А в этой компании работаю два года.

- А до этого чем Вы занимались?

- До этого я была в декрете, сидела с дочкой. Мы с мужем решили, что он будет зарабатывать деньги, а я – сидеть с дочкой.

- А потом решили всё же идти работать.

- Теперь стало скучно (дочка Светланы пошла в частную русскую школу, где дети находятся полный день – В.В.). Стало скучно сидеть дома: это, как ни крути, - деградация.

- А муж у Вас тоже занимается бизнесом?

- Да. У него тоже объекты и участки земли на продажу. Была ещё аренда автомобилей, но мы в этом году её закрыли и ликвидировали. У нас был очень узкий сегмент – только кабриолеты, а их, конечно, очень тяжело здесь сдавать напрокат. Это машины не дешёвого класса, а здесь котируются в основном такие маленькие машинки, аренда которых стоит 20 – 30 евро в сутки.

- Каково, вообще, приходится человеку, приехавшему из России, который хочет заниматься здесь, в Черногории, бизнесом? Сложно войти в это?

- Есть, конечно, определённые сложности. Так надо сказать, что Черногория не очень стабильна в плане действующих законов, в частности законов для иностранцев. Здесь, как и везде, существуют не только законы, но и подзаконные акты. И эти акты могут изменяться буквально через полгода после принятия. За этим можно не уследить: ты ведёшь документацию, всё у тебя в порядке, но ты вовремя не уследил за изменением, казалось бы, недавно принятого акта. А к тебе уже приходит инспекция: вы видите – тут новое положение. И это – естественно штраф.

Причём понятно, что всё так спланировано: как только принимаются какие-то изменения в подзаконные документы, инспекторы сразу приходят проверять те фирмы, хозяева которых иностранцы: русские, белорусы, украинцы – всех нас под одну гребёнку.

- А, допустим, итальянцев тут нет? Всё-таки Будва более трёх с половиной столетий принадлежала Венеции.

- Постоянно итальянцы крайне редко здесь живут. Когда мы приехали, здесь и русских практически не было. Тех, кто здесь живёт круглый год и работает, было очень мало. В курортный сезон, здесь были туристы, среди которых действительно было много русских – они очень любят Черногорию. А зимой - местное население.

- Здесь, как я понимаю, туризм – основа всего.

- Как на любых приморских курортах. В России на черноморском побережье ведь то же самое: люди живут за счёт девяноста сезонных дней. Именно в курортный сезон они зарабатывают деньги.

- Вот Вы приехали из России заниматься здесь бизнесом (даже, если первоначально им должен был заниматься Ваш муж). С чего Вы начинали? Вы брали что-то в аренду, или приехали с неким первоначальным капиталом и что-то купили?

- Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести что-то в собственность. Если ты имеешь недвижимость, жить становится проще: упрощаются налоги, проще становится документация. Здесь нужно оформлять либо рабочий «боровак» («боровак» - личная карта черногорца), а это не только стоит денег, но необходимо официально где-то работать. Просто так этот документ не оформить: либо он оформляется через работу, либо, если глава семьи работает, он подаёт заявление, согласно которому жена и дети оформляются как члены его семьи (здесь это называется «спаянье породицы» - воссоединение семьи). Так что я могла не работать, но иметь «боровак», потому что муж у меня официально работает.

И, конечно, если есть возможность приобрести под офис какое-то помещение в собственность, это делает вашу жизнь легче. Но мы приехали сюда не так. Мы практически в один день собрали чемоданы и прилетели сюда из Москвы. Правда мой муж имеет европейское образование: он закончил сначала школу в Англии, а затем университет в Голландии. Вместе со своим университетским другом он вернулся в Россию, где они начали заниматься бизнесом. А когда было решено открыть бизнес и в Черногории, сюда отправился мой муж. Он с компаньоном приезжал сюда готовить почву, но никаких помещений не покупал, а брал их в долгосрочную аренду. Здесь, если брать помещение в годовую аренду, цены будут совсем другие (гораздо ниже), и мы пошли по такому пути.

Да, был и стартовый капитал, который мы вложили в прекрасные земельные участки. Муж их выкупил, а сейчас занимается продажей.

- Строительством он не занимается? По-моему, это здесь очень популярный вид бизнеса.

- У нас есть небольшое строительство. Поставлены коробки для вилл, но внутренней отделкой мы не занимались, поскольку она делается под заказ покупателя: как клиент захочет распланировать свой дом, так и будет. Так работает фирма: проекты есть, но до конца без санкции конкретного клиента они не доделываются, чтобы можно было подстроиться под его желания.

- А сколько людей работает в фирме вашего мужа?

- Мой муж, его компаньон Александр, местный молодой человек, Желя, который помогал нам с документацией (мы только приехали, языка не знали).

- Теперь язык выучили?

- Я бы не сказала, что выучили, но разговорную речь – да. Хотя иногда придёшь в банк, тебе какие-то вещи начинают объяснять, а ты думаешь: плоховато у меня с языком – эти термины я не понимаю. Правда, в России тоже можно зайти в Сбербанк и не понять, на каком языке с тобой говорят.

А так разговариваем на сербском свободно. Но вначале необходим был местный сотрудник.

К тому же в то время действовал закон, что иностранцы, открывающие свои фирмы, обязаны принимать к себе на работу граждан Черногории. Поэтому Желя у нас работает с самого начала и работает по сей день. Ещё в фирме есть девушка-бухгалтер. Так что это – точно малый бизнес.

Фирма, где я работаю сейчас, тоже маленькая.

- Вы не ощущаете никакого отторжения, поскольку вы иностранцы, россияне и т.д.?

- Нет, и этого не было с первого дня. К счастью, местные жители в большинстве своём очень доброжелательны. Только среди старшего поколения попадаются люди, настроенные против русских: им не нравится то, что мы здесь, они считают, что мы приезжаем и крадём у них хлеб.

- Люди, которые не любят «понаехавших» есть везде.

- Да, особенно среди тех, кто сам не хочет шевелиться. А черногорцы сами говорят, что они ленивы, посмотрите известные 10 черногорских заповедей.

- Ну, это они сами над собой смеются и других развлекают.

(5 первых из 10 черногорских заповедей:

Человек рождается уставшим и живёт, чтобы отдохнуть. 
Возлюби кровать свою как себя самого. 
Отдохни днём, чтобы ночью спокойно поспать. 
Не работай, работа убивает. 
Если видишь кого-то, кто отдыхает, помоги ему).

- Вы знаете, когда мы приехали, здесь практически ничего не было. Бечичи были практически пустые.

(Бечичи были пригородной деревушкой – В.В.)

А за последние 3 – 4 года застроилось абсолютно всё. Появился кинотеатр, которого не было, когда мы приехали; появились боулинги, картинги. И всё это – с подачи русских, украинцев, белорусов. Появились очень квалифицированные сантехники, которых здесь тоже не было. Местные жители, привыкшие жить в деревенских условиях, к целому ряду вещей были не приучены. Поэтому сейчас здесь немало русских и украинских фирм типа «Муж на час» - их услуги востребованы. Кондиционеры обслуживают только наши. Всё, что касается ремонта – это украинцы и белорусы. И на сегодняшний день мы больше контактируем именно с русскоязычными гражданами.

Поначалу мы работали и с черногорцами, был даже черногорец – компаньон. Увы, местные жители не слишком приспособлены к ведению бизнеса и не слишком чистоплотны в ведении дел. К тому же нас многие воспринимают как приехавших сюда олигархов. Они считают, что русские могут вынуть из кармана много денег и не расстраиваться, если за что-то переплатят.

- Видимо, русская курортная эпоха начиналась здесь с таких людей.

- Да. Но теперь ведь всё по-другому: приезжают люди, у которых больших денег нет.

Последние два года местные жители жалуются на сезон: русский туризм переживает спад. Мы понимаем причины этого спада: курс евро растёт, цены на авиабилеты уже какие-то космические.

- И оплата по российской банковской карте в здешних магазинах выходит весьма накладной: курс 82 рубля за евро.

- В Москве, как я знаю, курс меньше. Но здесь на туристах все хотят побольше заработать.

 

Продолжение следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости