Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Светлана Машковская, менеджер компании «Максимако» (Будва, Черногория). Русские женщины в черногорском бизнесе. Часть вторая.

Мы продолжаем беседу со Светланой Машковской о бизнесе, который ведут россияне в Черногории.

 

- Светлана, давайте перейдём к делам компании «Максимако». Много у Вашей фирмы квартир, к примеру, в этом доме?

- Одиннадцать.

- В сезон, как я думаю, сдаются все до единой.

- Да. Причём это не только в сезон – зимой тоже всё сдано.

- Но, как я понимаю, совсем за другие деньги. Насколько я знаю, за те деньги, за которые сейчас снята вот эта квартира, в сентябре сдавалась однокомнатная студия на первом этаже.

- Да, но сентябрь в Черногории ещё считается высоким сезоном, поэтому цены в это время совершенно другие.

- Вы варьируете цены в зависимости от времени?

- Конечно. Вот эта квартира в сезон сдаётся по 170 евро в сутки. Сейчас произошло вот что: было бронирование этой квартиры по Букингу, которое слетело в последний момент. И владелица фирмы сказала: новых клиентов мы за два дня не найдём, пусть въезжает кто-нибудь вот за эту цену, мы хотя бы коммуналку покроем. Такой вот человек Екатерина.

У нас в основном живут родители с детьми. Это – наш контингент, на который мы работаем.

Поэтому хозяйка специально продумывала цены. Да, посуточная цена огромна, но если приезжающие берут от двух недель и больше, то за сутки будет получаться уже не 170 и не 159, а 60 евро. И даже летом мы сдаём квартиры в основном на месяц – полтора: у нас живут долго. На сутки – двое – трое у нас снимают очень редко, да мы и не сдаём на сутки, начинаем с трёх. Ведь, чтобы убрать такие апартаменты, нужно заплатить горничной 30 евро.

- Я понимаю, что убрать такую квартиру – непростая работа.

Но у меня есть вопрос несколько отличный от того, о чём мы говорили: в комнате, выходящей на соседнее здание, темно, а занавеску приходится держать постоянно опущенной – дома здесь стоят очень тесно, практически окна в окна.

- Да. Очень много сейчас построено. Пять лет назад такого не было. Мы приехали в мае, прожили здесь высокий сезон, и в октябре месяце город опустел. Была почти что гробовая тишина, никого не было видно и слышно. После Москвы это было как-то страшно.

Сегодня такого нет. Последние три года на улице постоянно есть люди, постоянно что-то строят. Если раньше мы приходили в магазин и слышали только сербскую речь, то сейчас говорят по-русски очень часто: здесь постоянно живёт сейчас много и русских, и украинцев, и белорусов.

- А почему им здесь не поселиться? Я перед нашей беседой посмотрел на самых популярных информационных сайтах Рунета баннеры, рекламирующие недвижимость. Сразу нашёл не просто Черногорию, но Бечичи, два объекта, которые видны из окна этой комнаты: вон тот красивый двухэтажный особнячок с бассейном, ценой в трехкомнатную квартиру в не слишком престижном районе Москвы, и строящийся объект – три виллы на одном участке. Вот те, из-за строительства которых всем вокруг время от времени отключают воду на пару – тройку часов.

- Это неудивительно: здесь много небольших фирм, торгующих недвижимостью, принадлежащих русскоязычным гражданам. Так что удивляться появлению их рекламы в российском сегменте интернета не стоит.

Понимаете, местные жители в основном не умеют вести такой бизнес.

- Они привыкли заниматься бизнесом в других секторах рыка?

- Да. Они, например, все держат кафе. Буквально у каждой семьи есть кафе.

- Действительно, я видел небольшие домики местных жителей, ещё сохранившиеся среди уже работающих и ещё строящихся отелей и домов с апартаментами для туристов, и перед входом в эти домики – крошечные кафешки на один – два столика под пляжными зонтами.

- Правильно, вот это. Ещё – сувенирные лавочки, продажа на пляже варёной кукурузы. Есть, конечно, владельцы «Сплендит» - пятизвёздочного отеля, других довольно крупных бизнесов – это тоже местные люди, но их, увы, немного. Причём более-менее крупным бизнесом занимаются в основном местные сербы. Черногорцам ближе бизнес попроще. Они прекрасно работают в сфере обслуживания. Сербы же имеют образование получше, мыслят масштабнее. Черногорцы же могли учиться в сербских вузах, только если это позволяло финансовое положение их семей.

Вот наш сотрудник – черногорец отучился в Сербии, поэтому он знает и английский и русский языки.

Люди, которые сумели получить образование, мыслят не так, как многие местные малые предприниматели: надо отработать сезон и закрыться. Они работают на перспективу, развивают свой бизнес. А у многих местных жителей психология наёмных сезонных работников: вот сейчас своё урвём, а дальше – как-нибудь.

И потом у них очень своеобразное отношение к делу. Они ведь тоже сдают жильё. Заселяют туристов и уходят. И какие бы проблемы ни возникали, их это не волнует. Люди звонят хозяину, а он не отвечает. И появляется тогда, когда они отъезжают.

У нас в фирме такого нет. Я обеспечиваю эту сферу, курирую гостей на протяжении всего их пребывания. У нас самые разные сервисы, вплоть до того, что, если заболел ребёнок, я могу съездить в аптеку за лекарствами. Причём конкретно за это мне никто не доплачивает – это наше человеческое отношение к своим клиентам. И контраст между такими фирмами, как наша, и местными очень чёткий.

Квартиры в этом доме отработали сейчас третий сезон – дом относительно новый. И в сезон к нам вернулось 60% гостей, уже отдыхавших у нас в прошлом или позапрошлом году.

- То есть вы ориентируетесь на постоянных клиентов.

- Да. Надеемся, что на следующий год к нам приедет уже 80% старых клиентов.

- И фирма уже может что-то планировать, исходя из количества тех, кто обязательно приедет.

- Да. И когда идёт постоянное бронирование, мы обеспечиваем бесплатный трансфер из аэропорта.

(Аэропорт расположен в Тивате, это около 20-ти километров от Будвы и ещё чуть дальше от Бечичи)

Гостям, которые к нам возвращаются, мы дарим какие-то экскурсии, опять же делаем скидки на апартаменты. Мы любим своих гостей и рады, когда они к нам возвращаются. Каждый год мы пытаемся что-то добавлять. В этом году мы добавили стартовый пакет продуктов непосредственно в квартире: вода, молоко, чай, кофе, сахар, яйца – чтобы, допустим, ребёнку можно было сразу что-то приготовить. Это мы подглядели у таиландских коллег.

- Учитывая, что ближайший магазин метров в трехстах и виден из окон, это уже роскошь.

- Гости часто просят остановиться у магазина по дороге из аэропорта, а летом мы очень редко мы можем позволить водителю такие вещи, поскольку у него очень часто бывает три – четыре трансфера в день. Ему нужно быстро привезти пассажиров на место и ехать за другими людьми. Для того, чтобы решить такие проблемы, мы и предлагаем стартовый набор продуктов. Надо сказать, что в этом году такой услугой пользовались не очень активно, но это – старт, посмотрим, что будет в следующем году.

Думаю, что за зиму мы придумаем, что ещё можно улучшить, как притянуть к нам ещё больше гостей.

- Всё, как я понимаю, упирается в высокий сезон – время, когда зарабатываются основные деньги. А с какого и по какое время этот сезон продолжается?

- Вообще-то, высокий сезон – это июль и август. В эти два месяца здесь самые высокие цены абсолютно на всё.

- Но, как я слышал, в июне и сентябре здесь тоже жарко. Даже 15 октября, когда мы прилетели, было 26 градусов тепла.

- Июнь и сентябрь – два равноправных месяца, когда жильё сдаётся за одну и ту же цену, но уже ниже, чем в июле и августе.

- А апрель, май, октябрь как?

- Как сказать: для меня, москвички, сейчас прекрасная погода – тепло (25 – 26 градусов) и вода – градуса 22 – 23%. Для меня это комфортно, но для других людей может быть и холодно.

(Мы беседовали 22-го октября).

- После захода солнца сейчас не очень то искупаешься.

- Нет, сейчас надо купаться днём, в обед. В 4 – 5 часов становится холодно.

- Да, с нашей лоджии видно, что днём на пляже ещё какие-то люди есть, но в 4 – 5 часов все уже уходят.

- Но это – тоже в большинстве своём не туристы, а те, кто постоянно здесь проживает. А вообще в октябре только в этом году приезжали туристы, брали апартаменты в посуточную аренду, как правило, с 10-го октября приезжают те, кто будет жить здесь всю зиму до 30-го мая.

У нас здесь очень чётко разделяются летняя, зимняя и круглогодичная аренда.

- И как это выглядит в цифрах?

- Понимаете, начать надо с того, что в Черногории у определённого количества российских граждан есть своя недвижимость, например, в Баре (городе, расположенном между Будвой и Подгорицей). А дети их учатся в русских частных школах в Будве. И каждый день туда и обратно не наездишься. Вот для таких людей существует зимняя аренда.

И вот в высокий сезон такая квартира сдаётся за 170 евро в сутки, июнь и сентябрь – 150 евро, а зимой – за 400 евро в месяц. Но это – при условии, что вы заезжаете с октября по май. Если вы хотите здесь жить только один месяц из этого периода, то цена будет другая. Если же вы снимаете на зимний сезон квартиру попроще, то она может стоить и 200 евро в месяц – тот же самый бензин при ежедневных поездках туда – обратно.

Вот такая семья сейчас живёт на 4-м этаже этого дома: у них есть своя квартира в Баре, но сын учится в  Dukley-академии. А прошлой зимой в этом подъезде жила практически вся Dukley-академия (Dukley-академия – русская частная школа, расположенная на территории отеля Dukley): ученики, администрация, преподаватели – все здесь жили. Так что у нас крайне редко пустуют какие-нибудь квартиры.

 

Окончание следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости