Oleg M. Shestoperov

Бой с "тенью"

Выход малого бизнеса из тени все еще остается желанной, но далекой целью, выяснил Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). При этом руководители малых предприятий понимают важность перехода на "легальные рельсы" и в значительной степени созрели для работы в официальном секторе.


НИСИПП оценивал теневой оборот как сумму двух его основных составляющих - продажи продукции "вчерную" и "обналички". Опрошены были 537 респондентов - субъектов малого предпринимательства в шести российских городах. Увы, как выяснилось, доля теневых операций в обороте "малышей" по-прежнему очень высока.

- Совокупный оборот малых предприятий в прошлом году превысил 12 триллионов рублей, так что в тени было около 5,3 триллиона, - говорит заместитель генерального директора НИСИПП Олег Шестоперов. Тем не менее масштабы теневой деятельности с 2002 по 2006 годы несколько уменьшились - в среднем с 45 до 38 процентов от оборота фирм. При этом снижение произошло практически полностью за счет уменьшения теневых продаж (с 20 до 15 процентов). Масштабы "обналички" практически не изменились - 24 процента от оборота в 2002 году и 23 - в 2006-м. То есть в теневой деятельности средней фирмы обналичивание средств явно выходит на первый план.

Определяющим стало снижение доли теневого сектора в 2004-2005 годах - на 6,2 процента. В 2006 году ситуация стабилизировалась. "Обеление" бизнеса в этот период было вполне предсказуемым и произошло в связи с введением упрощенной системы налогообложения", - полагает налоговый эксперт Наталья Трубицина.

Доля фирм, осуществляющих выплаты "серых"зарплат, в 2002-2006 годах постепенно снижалась - с 72 до 65 процентов. Так же как и доля фирм, выплачивающих взятки, - с 56 процентов в 2002 году до 50 в 2006-м. В 2002-2004 годах выплата взяток была второй по распространенности статьей теневых расходов. В 2005-2006 годах почетное второе место заняли выплаты поставщикам (44 процента в 2002 году, 50 - в 2006-м).

- Более крупные предприятия (с оборотом до 10 миллионов рублей в год) снизили теневую долю сильнее, чем "малыши", - отмечает Олег Шестоперов. - У последних в 2006 году наметился рост теневой активности, но вклад крупных предприятий в общую динамику значительнее, он и определяет ситуацию.

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности.

Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

Подавляющее большинство фирм (90 процентов) в той или иной степени согласны с тем, что работа "вбелую" повышает их деловую репутацию. Около 78 процентов предприятий готовы увеличить темпы роста в ответ на снижение налоговых ставок, 69 процентов готовы полностью перейти на официальные расчеты, если это сделают их партнеры и покупатели. То есть, как уже говорилось, бизнес во многом готов к выходу из тени. Однако у предпринимателей существуют и опасения.

- "Нелегальное положение" - вещь невеселая, - смеется владелец магазина Роман. - Но надо, чтобы государство полюбило нас черненькими, не меняло правила игры хотя бы несколько лет. А то чиновники - люди изобретательные. Взмахнешь белоснежными крылами - тут же придумают способ их обрезки.

И все же, несмотря ни на что, отмечает Росстат, малый бизнес растет быстрее остальной экономики. За три квартала прошлого года оборот "малышей" вырос на 17 процентов, инвестиции - на 26. В НИСИПП объясняют это ускоренным развитием рынка услуг и строительства, где малые предприятия в основном и работают.





Жанна Трофимова

 

Share