Ключевые события для малого бизнеса в 2009 году
Эксперты: Шамрай Александр Александрович
В части условий для деятельности малого бизнеса следует выделить частичное решение одной из ключевых проблем предпринимательской среды – обременительных условий доступа к энергетической инфраструктуре. Известно, что при технологическом присоединении к электросетям предприятия вынуждены нести существенные финансовые и временные издержки, зачастую при этом сталкиваясь и с проявлениями оппортунистического поведения со стороны представителей сетевых компаний. В мае 2009 года вступило в действие Постановление Правительства №334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям». Среди новелл Постановления выделяется определенно положительная норма о невозможности отказа со стороны электросетевой компании в заключении договора на подключение к электросетям в случае «отсутствия технической возможности». На практике такой отказ в ряде случаев означал, что предприниматель должен самостоятельно нести издержки по обеспечению такой «технической возможности». Теперь бремя организации условий для подключения потребителей должна нести сетевая компания. Кроме того, Постановлением установлены нормативные сроки подключения, дифференцированные по мощностям, и введена возможность оплаты технологического присоединения в рассрочку на срок до трех лет. Таким образом, очевидно, что уже в ближайшее время предприниматели, в первую очередь начинающие, должны почувствовать значимое сокращение издержек, связанных с этой существенной статьей затрат.
Прошедший год также ознаменовался принятием крайне существенного для предпринимательской среды решения – изменения порога доходов предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, в 3 раза – с 20 до 60 млн. рублей. Указанное изменение вступило в силу с начала 2010 года, и уже в ближайшее время следует, по всей видимости, ожидать значительного увеличения числа предприятий, платящих единый налог по упрощенной системе. Несколько охлаждает энтузиазм по поводу увеличения порога временная (на три ближайших года) отмена использования дефлятора для ежегодного пересчета порога, однако улучшение предпринимательского климата в связи с нововведением не вызывает сомнений.
Другим значимым событием для ряда предпринимателей стала отмена обязанности по использованию контрольно-кассовых аппаратов плательщиками единого налога на вмененный доход. Обсуждение этой инициативы велось достаточно давно, целесообразность меры в экспертном сообществе практически не вызывала сомнений, однако политическая воля по ее претворению в жизнь появилась только когда «грянул гром» финансово-экономического кризиса.
С 2009 года статистическое наблюдение за сектором МСП ведется дифференцированно с выделением трех сегментов: микро, малые и средние предприятия. Сам по себе вопрос статистического наблюдения не оказывает непосредственного влияния на условия для ведения бизнеса, однако, по всей видимости уже в ближайшие годы следует ожидать корректировок в государственной политике поддержки предпринимательства, в первую очередь – в части повышения ее увязки с проблемами и потребностями предприятий, имеющих различный размер и находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Изменение системы наблюдения за сектором является в этом случае определенным симптомом, обещающим повышение адресности поддержки и ее качества в целом.