Реформа Судебной Власти
Эксперты: Ализада Яхья Видади Оглы
Шарль Луи Монтескье
«О ДУХЕ ЗАКОНОВ»
В последнее время частенько, как из средств массовой информации, так и из уст высокопоставленных должностных лиц, можно услышать о необходимости реформирования Судебной системы. Полагаю, что такой интерес к Суду в России обусловлен объективными процессами развития институтов Гражданского общества и Правовой государственности. В связи с этим считаю необходимым высказаться по данному вопросу.
По мнению большинства экспертов, отношение Россиян к Судам и Судебной системе, мягко говоря, нехорошее. Низкий уровень доверия граждан к Судам имеет три основные причины:
Во-первых, отсутствие правовой культуры (юридическая безграмотность) и нежелание доводить споры до Суда из-за субъективных страхов (вероятно, это остатки советского мышления);
Во-вторых, бюрократизм Судов и нежелание тратить время на судебные разбирательства;
В-третьих, по мнению подавляющего большинства граждан, Российские Суды коррумпированы и зависимы в своих решениях от иных органов государственной власти или просто не заинтересованы добросовестно выполнять свои полномочия.
Несмотря на вышесказанное, Суд становится единственным и самым верным путем решения различного рода конституционных, гражданских, арбитражных (экономических) и административных споров в глазах Граждан, о чем свидетельствует загруженность Российских судов.
Полагаю, что реформирование Судебной системы должно начаться с внесения изменений в главу 7 Конституции Российской Федерации «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ» и соответственно принятием нового Федерального Конституционного Закона «О судебной Системе».
Напомню, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации вся Государственная Власть должна осуществляться по принципу разделения на три организационно-обособленные ветви (1) Законодательную. (2) Исполнительную и (3) Судебную.
- В соответствии с главой 5 Конституции Российской Федерации «Федеральное собрание» полнота законодательной власти принадлежит Федеральному собранию, которая состоит из двух палат (Государственная Дума и Совет Федерации). Федеральные конституционные законы принимаются совместным одобрением плат Федерального собрания. Федеральные законы принимаются Государственной думой с одобрения (или без такового) Совета федерации.
- В соответствии с главой 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» полнота исполнительной власти принадлежит Правительству Российской Федерации. Правительство состоит из Председателя Правительства (которому принадлежит решающий голос) его заместителей и федеральных министров.
- В соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть» и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ Судебная власть разделена на три организационно-обособленные ветви, каждая из которых самостоятельно реализует Судебную Власть в пределах установленной компетенции.
а) Конституционный суд Российской Федерации (осуществляющий конституционный контроль и конституционное правосудие)1.
б) Верховный суд и система судов общей юрисдикции Российской Федерации (осуществляют уголовное, гражданское и административное правосудие и иные дела, подсудные судам общей юрисдикции)2.
в) Высший Арбитражный суд и система арбитражных судов Российской Федерации (осуществляют арбитражное правосудие, т.е. административное и гражданское правосудие по хозяйственно-экономическим спорам)3.
Схема составлена без учета положений ст.26.1. Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ которая предусматривает создание специализированных судов по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов.
Из приведенных положений Конституции становится очевидным, что отсутствует единый, верховный, судебный орган, которому принадлежала бы полнота Судебной Власти, что существенно ослабляет положение Суда в системе органов государственной власти и мешает нормальному ходу отправления правосудия в России.
В связи с этим считаю необходимым предложить Государству реформировать Судебную систему в корне, в т.ч. внесением изменений в Конституцию. Вся полнота Судебной власти должна принадлежать единственному Верховному Суду Российской Федерации.
Президиум Суда сможет осуществлять конституционное правосудие и конституционный контроль, а также общее управление Судебной системой. Высшая палата общей юрисдикции и Высшая Арбитражная палата в составе суда смогут выполнять те самые функции, которые ныне выполняются Верховным судом и Высшим арбитражным судом.
Схема составлена Ализада Я. В О. Цель схемы: наглядно представить идею автора о создании единого, верховного, судебного органа которому бы принадлежала полнота Судебной власти.
Думается, что предлагаемая система принципиально укрепит позиции Судебной власти, сделает Суды поистине независимыми и менее коррумпированными. А разъяснения, даваемые Верховным судом, и принимаемые решения будут способствовать единообразному пониманию Конституционных норм и Законов на всей территории Российской Федерации
1 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 09.02.2011)
2 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (в ред. от 08.06.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
3 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (в ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"