Олег Шестоперов, генеральный директор АНО «ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»: Оценка регулирующего воздействия - инструмент борьбы с административными барьерами
Эксперты: Шестоперов Олег Михайлович
- Олег Михайлович, как Вы считаете: насколько актуален вопрос об оценке регулирующего воздействия в нашей стране?
- Опыт зарубежных стран показывает, что это – достаточно эффективный метод борьбы с возведением новых административных барьеров. Я всегда говорил, что у нас есть какие-то способы борьбы с уже существующими барьерами, но на смену этим устраненным постоянно вырастают новые барьеры, оформленные в виде новых нормативно-правовых актов. Так что такой механизм необходим.
- Понятно, что подобные методы необходимы в сфере регулирования предпринимательской деятельности, но, наверное, и в каких-то других сферах тоже?
- Традиционно анализ регулирующего воздействия строился вокруг экономических процессов, в регулировании предпринимательской деятельности, и основная база - оценка влияния регулирующих актов на бизнес. Но и в отношении социальных аспектов и регуляций в социальной сфере такой анализ тоже проводится.
В чем подобную оценку, по моему мнению, не надо широко применять, так это в вопросах, связанных с уровнем налогообложения. Регулирующее воздействие так или иначе предполагает воздействие на все стороны: государство, бизнес, граждан, а налоги – исключительная прерогатива государства, поэтому здесь спрашивать бизнес, сколько он будет платить, довольно странно ровно потому, что платить хочется как можно меньше.
- А кто может быть заинтересован в такой оценке, какие органы или слои общества? Кто должен быть заинтересован?
- Я поясню на примере: если брать федеральные органы, то это – Министерство экономического развития и торговли РФ, являющееся органом, который регулирует многие важные процессы и многие важные реформы. Оно в первую очередь должно быть заинтересовано, чтобы остальные ведомства при согласовании нормативно-правовых проектов проводили такого рода оценку. Естественно, это нужно бизнес-ассоциациям, которые представляют интересы бизнес-сообщества.
- А обществу?
- Ну, есть у нас, конечно, различные объединения потребителей, общественные организации, отстаивающие права простого человека и незащищенных слоев в целом. Они должны быть заинтересованы в проведении комплексной оценки.
- А каковы могут быть выгоды каждой из этих сторон?
- Для предпринимателей выгода, безусловно, в том, что им заранее представят информацию с оценкой готовящихся нормативно-правовых актов. Они получат возможность оценки альтернатив регулирования, заранее поймут, как на них это будет влиять, каковы окажутся их издержки и выгоды.
Аналогична и позиция потребителей: они заранее знают, каков уровень безопасности, а также сколько им придется платить за то или иное государственное регулирование бизнеса.
Что касается самого государства, то здесь все сложнее. Есть силы, которые пытаются проводить реформы, и есть силы, пытающиеся их свернуть. Оценка предназначена, в частности, для того, чтобы отсеивать антиреформистские инициативы тех или иных ведомств. Также необходимы барьеры и для неэффективных инициатив. В связи с этим возрастает значение правильной и своевременной информации. А мы, по сравнению, допустим, с ТЭО или ФЭО, содержащих несколько строк информации, даем более комплексную оценку, содержащую гораздо более полную информацию. И орган, принимающий окончательное решение, заинтересован в получении наибольшей и более объективной информации.
- И государственные органы заказывают такие работы?
- Не могу сказать, что массово. Были проекты и Минэкономразвития, и Минпромэнерго, они были направлены и на анализ зарубежного опыта в этих вопросах и конкретно на анализ нормативных правовых актов, прежде всего в сфере дебюрократизации. Я имею в виду оценку итогов внедрения законов «пакета Грефа». Интерес подогревался также и инициативами Минэкономразвития по введению специального законодательства в отношении оценки регулирующего воздействия. Можно вспомнить проект закона об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Но было это несколько лет назад, потом интерес несколько спал. Возможно, это было обусловлено и кадровыми изменениями. Однако похоже, что в этом году интерес к оценке регулирующего воздействия на федеральном уровне набирает новый виток. Ну, например, совсем недавно Департамент государственного регулирования в экономики Минэкономразвития объявил открытый конкурс на работы в этой области. Я лично этому очень рад: дошли люди, пощупали руками зарубежный опыт, оценили, насколько он полезен, и начали новые попытки внедрять это у нас в стране.
Также в регионах есть организации, которым мы пытаемся объяснить, что в оценке регулирующего воздействия есть нечто очень важное. В регионах уже есть и интересный опыт, можно сказать связанный с оценкой регулирующего воздействия. Вот я совсем недавно приехал из Калуги. Там разработка любых региональных программ начинается с обоснования, для чего эта программа нужна, какой она даст эффект. При этом разработана система оценок, я бы сказал, система оценок идей программ. Эта система уже на входе отбрасывает различные прожектерские вещи. Ведь в итоге это будут нормативные документы, принятые региональными законодательными собраниями. И чтобы отсеять все заведомо неэффективное, и создана такая оценка. И через это сито проходит любая программа, направленная на регулирование экономической, предпринимательской деятельности. На мой взгляд, это прогрессивный ход. И если копнуть глубже, то и в других регионах найдутся «элементы» оценки регулирующего воздействия. Ну, скажем, некоторые уже внедряют у себя порядок доказательства введения новых регулирующих функций. В определенной мере и это можно считать элементом оценки регулирующего воздействия.
В целом у меня есть ощущение, что почва для масштабного внедрения оценки регулирующего воздействия, так или иначе, формируется. Однако до того момента, когда можно говорить об институциоанализации инструмента, еще довольно далеко. Много не хватает – вопросами, связанными с оценкой регулирующего воздействия, занимается помимо наших всего несколько организаций, экспертов в этой области пока маловато, но да будем воспитывать. Ощущается нехватка политической инициативы. В конце концов, желательно, чтобы все-таки в каком-то виде была реализована прошлая инициатива в части законодательного закрепления, или по крайней мере ведомства, где есть понимающие люди, начали внедрять у себя эти инструменты.
Беседовал Виталий Колегов (ГУ ВШЭ),
подготовка к печати осуществлена Владимиром Володиным