Алексей Шеховцов, Генеральный директор НИСИПП. Нельзя грубо копировать Запад
Эксперты: Шеховцов Алексей Олегович
Мы уже не раз беседовали с участниками закончившегося в конце прошлого года проекта ЕС в России, посвященного вопросам устранения административных барьеров. В основном это были беседы с зарубежными экспертами. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с Алексеем Шеховцовым, координатором проекта с российской стороны.
- Алексей, по итогам крупного проекта по устранению административных барьеров, проведенного ЕС в России и завершившегося в конце прошлого года я беседовал с целым рядом людей. Это были руководители проекта и эксперты, принимавшие в нем участие. Но это все были представители ЕС, и их мнения – мнения иностранцев. Вы были координатором работ с российской стороны, и Ваше мнение соответствует российской точке зрения.
У Ваших зарубежных коллег было две основные идеи, которые они с удовольствием озвучивали: России надо вступать в ВТО, и необходимо, чтобы российские законы были адаптированы к законам европейским. Именно в этом, по их мнению, – главная цель европейских проектов в нашей стране.
Но так это видится с европейской стороны. А как с нашей?
- Здесь можно дискутировать о том, какая цель является главной. Безусловно, основная идея проектов ТАСИС, которые сейчас называются проектами EuropeAID, - во-первых, максимально приблизить условия ведения бизнеса к европейским условиям. Во-вторых, речь идет о том, чтобы существующее в России законодательство развивалось и приближалось к европейским нормам. Скажем сразу: в принципе это отвечает нашим идеям в законотворческой области, но я хотел бы тут же сказать и о том, что этот процесс, безусловно, должен идти только с точки зрения адаптации. Нельзя допустить грубого копирования европейской нормативно-правовой базы. Нужна именно адаптация европейских законов, европейских условий ведения бизнеса к российской ситуации.
Если же здесь затрагивать тему ВТО, то она стоит, безусловно, отдельно: напрямую с нашим проектом эта тема не связана.
Что же касается самого проекта, то модель, выработанная нами, и схема реализации этого проекта исходили из двух основных посылов. Первое – это помощь европейских консультантов с точки зрения их опыта и анализа того, какие условия существуют в Европейском Союзе и как они достигнуты. Еще есть один очень важный момент: мы должны все рассматривать как на уровне национальном, в отдельных европейских странах, так и на уровне наднациональном – уровне ЕС.
Западные эксперты представили нам различные предложения. Также они подготовили аналитические отчеты, в которых рассказывалось, как целый ряд вещей делается в Евросоюзе. И мы можем на основе этих материалов заниматься адаптацией всего того, что сейчас наиболее подходит для России.
Здесь надо сказать, что даже для адаптации к нашим условиям мы можем взять в Европе далеко не все. Есть в Европейском Союзе какие-то вещи, которые не только не подходят сегодня, но и никогда не подойдут для России. Дело в том, что период проведения реформ в России по времени может все-таки несколько не совпадать с Европой. И те условия, которые созданы в Европейском Союзе, могут сегодня оказаться преждевременными, а завтра уже устаревшими. Поэтому, с моей точки зрения, сразу перенимать все то, что есть там, перенимать, копируя все подряд, – это совсем неверно. Для нас адаптация европейских условий и законодательных норм должно быть постепенным процессом, и здесь необходимо делать первые шаги.
Могу привести пример: система страхования профессиональной ответственности.
- Только хотел задать по этому поводу вопрос. Господин Просветов за эту форму страхования очень агитировал, а у нас, по-моему, страховые компании могут просто разориться на этом.
- Ну, не совсем так. Просто ситуация сейчас такая: в Европейском Союзе эта система существует уже очень давно. И есть опыт на уровне отдельных стран (так, например, есть опыт Германии, который Валерий Просветов в рамках этого проекта очень хорошо изложил и предложил для использования в России). Более того, там уже готов к этому рынок страхования. Там система страхования профессиональной ответственности очень четко увязана с различными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности. То есть и с лицензированием, и с другими регуляторами уже есть четкая увязка. Предприниматели изначально все знают, страховые компании готовы к тому, что в их стране существует целая сфера – страхование профессиональной ответственности.
В России же пока такой базис не создан: нет методик, не подготовлен до конца страховой рынок. Но, тем не менее, в дальнейшем, я уверен, это будет складываться. И от страхования профессиональной ответственности мы уже никуда не уйдем. Эта система может быть эффективна при том, что постепенно будут созданы условия для ее развития.
Окончание следует
Беседовал Владимир Володин