Евгений Литвак, Генеральный директор НИСИПП. Начало большой работы
Эксперты: Литвак Евгений Геннадьевич
Агентство стратегических инициатив начинает работу по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. О стандарте, его возможностях и действиях по его внедрению мы разговариваем с Евгением Литваком, принявшим участие в одном из мероприятий, проводимых АСИ в регионах по этим вопросам.
- Евгений, в Екатеринбурге, как я понимаю, Агентство стратегических инициатив проводило свою конференцию, на которой Вы выступали с докладом.
- Да, это была стратегическая сессия АСИ по апробации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Есть такой стандарт, одобренный наблюдательным советом агентства…
- Который, как я помню, возглавляет Владимир Путин.
- Да. И всем регионам предложено присоединяться к его внедрению. В этом году отобрано 6 пилотных регионов. На их базе и будут отрабатываться положения Стандарта. А затем уже он с пакетом соответствующих документов будет представлен другим регионам, чтобы они внедряли его в жизнь.
- Разумеется, здесь необходимо задать вопрос: что это за пилотные регионы?
- Республика Татарстан, Пермский край, Липецкая, Калужская, Ульяновская и Свердловская область. И еще там были представители 3-х регионов (Республика Башкортостан, Астраханская и Челябинская область), с которыми заключены соглашения о внедрении стандарта.
- Пестрый список.
-Почему?
- Если в Калужскую область инвесторы просто в очереди стоят, и уже не так просто припомнить, кто там свой завод еще не построил, то Астраханская, например, по-моему, пока ничем не отличилась.
- Очень может быть, что подбор регионов происходил по разным критериям. Кого-то выбирали по тому, что уже сделано по направлению привлечения инвестиций, а других – по готовности работать по единой идеологии АСИ. Это ведь тоже критерий.
А, возможно, другие регионы еще не готовы работать по стандарту.
- Второй вопрос, который сразу возникает: что это за стандарт. Александр Пироженко на нашем осеннем предпринимательском форуме рассказывал о том, что он разрабатывается. Сейчас, как я понимаю, он уже готов к внедрению.
- Да, за это время АСИ разработало документ из 15 разделов или первоочередных требований к региональным органам власти. Эти требования необходимо внедрить, чтобы инвестиционный климат в регионе стал немножко лучше.
- Вы видели текст этого документа?
- Да, он у меня есть. Там все, начиная со стратегического планирования работы региона с инвесторами: то есть, начиная с основного документа, в котором должно быть определено, какой бизнес и в каких отраслях интересен данному региону, а также – что регион будет делать, чтобы тоже быть интересным данному инвестору. Это – и некая гарантия прав и интересов инвесторов: регион берет на себя обязанность никоим образом, во-первых, им не препятствовать, во-вторых, обслуживать их интересы, в-третьих, предоставлять гарантии, льготы и прочую поддержку. Следующий момент – работа в направлении улучшения нормативной базы, снижения уровня негативного регулирования, оценка регулирующего воздействия. Затем – создание институтов, которые работали бы с инвесторами, причем не только с приоритетными, но и со всеми прочими. Это может быть совет, в который входят представители бизнеса, или специальное агентство или другой институт, работающее, как, например, в Калужской области, непосредственно с инвесторами по конкретным проектам. То есть работало бы напрямую с инвесторами и обеспечивало бы реализацию их интересов. Большой серьезный блок касается раскрытия информации о деятельности органов власти, о работе с привлечением инвестиций, о том, какая инфраструктура существует в данном регионе, каковы планы ее развития. Естественно, обязателен сайт с полной информацией о регионе не менее чем на двух языках. И там должны быть и статистика, и планы, и стратегия. То есть речь идет о широком спектре информации, которую инвесторы хотят и должны получить.
- До сих пор, заходя на сайты региональных администраций, кроме списка чиновников и контактов с различными службами, я видел там, в основном, новости о проведенных мероприятиях и обзор положительных статей в СМИ.
- А теперь сайт должен быть не просто исполнен на двух языках – есть определенные требования к его наполнению. Более того, есть требования, как реализовывать те или иные требования стандарта. Не просто создать совет, но он должен включать в себя представителей бизнеса, собираться с такой-то периодичностью и заниматься такими-то проблемами, принимать такие-то решения и таким-то образом их реализовывать. При этом все должно быть прозрачно и открыто, чтобы кто угодно мог взять и оценить: регион присоединился к стандарту, выполняет он или не выполняет его требования.
- Кто же принимал участие в этом совещании?
- Там были представители АСИ, занимающиеся стандартом, представители регионов, на которых возложена обязанность его внедрения, также был ряд экспертов выступавших с докладами по отдельным положениям стандарта. Они объясняли, что, зачем и почему в нем появилось, как это реализовывать, какие могут быть последствия. Были и представители от сообщества инвесторов. Это были либо консультанты, работающие с инвесторами, либо люди, которых я определил бы как «представителей интересов инвесторов». Они объясняли, что ожидают инвесторы от региональных органов власти и как для этого надо реализовать положения стандарта.
- И что же хотят представители инвесторов?
- Хотят, чтобы с ними был обеспечен диалог, чтобы им предоставлялась полная информация, что это за регион, чего от него ждать. И тогда они могут по своим методикам принять решение: надо им идти в этот регион, или нет.
Надо, чтобы о них не забывали после того, как будет подписано распоряжение губернатора о реализации проекта, чтобы не было так: вот вам бумага в руки, берите и делайте, мне сказали, что за шесть месяцев вы должны все сделать – делайте. Нужно, чтобы им оказывалось необходимое сопровождение: пусть с ними кто-то ходит и проводит через все наше регулирование, чтобы они могли прийти к запланированному результату.
На сессии приводили несколько примеров, когда в отдельных регионах ведется работа с инвесторами: их приглашают на различные заседания и спрашивают, как они реализуют свой инвестпроект. И они могут объяснить, то дело застопорилось: здесь не поставили подпись, там сказали подождать и так далее. А в некоторых регионах работа построена по другому принципу: там спрашивают не инвестора, а чиновников: отчитайся, как идет работа по удовлетворению нужд вот этого инвестора. И когда чиновник начинает объяснять, что он не смог получить необходимые подписи, ему можно объяснить: ты не выполняешь свою работу.
- И, тем не менее, как я понимаю, инвесторы говорят о том, что им тяжело работать.
- Конечно, тяжело. Тяжело, с точки зрения рисков, которые нельзя заранее просчитать. Источников информации для принятия решений недостаточно. А в риски попадают ведь и все бюрократические процедуры.
В этом и состоит работа: необходимо не просто повышать привлекательность региона, рассказывая, сколько в нем народу живет, сколько полезных ископаемых, каков доход на душу населения. Но, если при всем при этом велик риск закопать деньги в фундамент и никогда ничего там не построить, то инвестор туда не пойдет.
- А были у представителей регионов замечания по стандарту?
- Сейчас это уже утвержденный документ, но до этого в процессе работы он обсуждался и с регионами, и с экспертами.
Хотя, я думаю, что регионы выслушивались, но учитывались не все их замечания, поскольку необходим был скорее взгляд инвестора на этот стандарт. Думаю, что, если бы слушали регионы, то в нем появились бы другие положения.
- Евгений, а о чем Вы говорили на этой сессии?
- О необходимости совершенствования институциональной среды на региональном уровне. Необходимо снижать долю индивидуальных случаев взаимодействия с инвесторами…
- И работать по общему шаблону.
- Идеально, разумеется, по общему шаблону. Исключения должны быть только для каких-то уникальных проектов, которые никто никогда не реализовывал. Там нужно работать конкретно по каждому случаю.
Но, если говорить о том, что нужно поддерживать любые инвестиции, то на индивидуальную работу с каждым просто не хватит мощностей. Надо создавать институты, которые работали бы в идеале, как часы.
Говорил я и о земельных ресурсах. Регионам надо выходить с инициативами, чтобы сопровождение сделок с землей и получения прав на землю происходило централизовано. И подчиняться это должно центру, заинтересованному в размещении на определенных территориях определенных объектов. Сейчас у нас все распылено между разными уровнями принятия решений, и процесс идет очень долго.
Наконец, третий момент – оценка регулирующего воздействия, включающая в себя оценку текущего регулирования и фильтр возможных будущих новаций в нормативно-правовую базу.
- Как я понимаю, все, что сейчас происходит – это первый этап намечающейся большой работы. Вопрос в том, кто и как будет эту работу оценивать.
- Да, это начало большой работы. Что касается ее оценки, то оценщиками должны выступать сами инвесторы, ради которых это должно делаться. Мы прекрасно знаем, что бывает, когда свою работу оценивают чиновники: средства освоены, мероприятия проведены, бюрократические документы составлены – все выполнено на 100%. Нужны совершенно другие критерии оценки, если мы хотим добиться запланированных результатов.
Беседовал Владимир Володин