Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Марущенко Андрей

Андрей Марущенко, директор ООО «Ратай» (Владивосток). Не надо нас загонять в СРО. Часть первая

Андрей Марущенко только что выступал у нас со своим мнением по поводу введения в своем регионе института ОРВ. Но, на самом деле, основная тема, которую он готов обсуждать – ситуация с саморегулируемыми организациями. И сайт, который он модерирует, называется «Анти-СРО».
О том, как он видит эту проблему и почему СРО нужны далеко не всем, мы беседуем с Андреем Марущенко на этот раз.

- Андрей, как я понял, Вы недовольны переводом всей строительной отрасли на саморегулирование. Я прав?

- Да, для меня сейчас это – основная тема.

- Понимаете, когда только решался вопрос о переводе строительства на саморегулирование, мы об этом довольно много писали. И наши эксперты высказывали опасения, что на смену чиновникам Госстроя просто придут работники крупных компаний, а сами СРО станут аналогом бюрократических инстанций.
Я посмотрел ваш форум в интернете: получается, что эти опасения оправдались.


- Видите ли, каждая саморегулирующая организация достаточно индивидуальна, и принципы, на которых такие организации строятся, тоже разные.
Я готов говорить о СРО, существующих у нас в регионе. У нас есть три варианта их развития.
Первый – строительные компании, работавшие под крылом администрации. Они скучковались вокруг финансиста одной из этих компаний. Так создалась СРО.
Вторая группа – представители бывшего лицензионного центра Ростехнадзора, которые вовремя поняли, что надо делать, и постарались взять под свое крыло все специализированные работы: сварные работы металлоконструкции и другие. Из компаний, с которыми они когда-то контактировали в процессе получения лицензий, и была создана СРО. Я бы сказал: они взяли эти компании под себя.
И осталась группа компаний, не вошедшая ни туда, ни сюда, но хотевшая о себе заявить. И они собрали свою СРО – ее составили компании поменьше.

- Но это все логично.

- Да. И был продемонстрирован весь спектр: чиновничий, представители регулирующего органа и те небольшие компании, которые сумели под себя подмять ребята, обучившиеся в Москве и приехавшие в Приморье зарабатывать деньги.
В последнем случае получился нестандартный вариант: взяли заслуженного пожилого строителя, сделали его президентом, а сами стали фактическими распорядителями. И заслуженный строитель повсюду представляет эту организацию, а молодые люди делают свой бизнес.

- У меня вопрос: какая из этих саморегулируемых организаций, по-вашему, лучше?

- Лично для меня – никакая.

- Почему?

- У меня ситуация такая: моя работа связана с тем, что касается электричества, электроснабжения, освещения, автоматики и так далее. Весь комплекс, связанный с проводами. Моя фирма всегда приходила на объекты, когда они сдавались. Строители передавали мне под монтаж готовые помещения, и я там работал.

- Так Вы же не строитель в таком случае.

- Да, назвать меня строителем можно только с очень большой натяжкой. Более того, мы и не должны быть строителями: мы приходим в готовое здание. Мы проводим работы на объекте, который они уже сдали.
Люди покупают жилье, покупают в него мебель, а еще они хотят провести охранную систему, видеонаблюдение, поставить «бесперебойник» и так далее. Мы это все монтируем, но мы не строители, у нас другая работа. Мы – инженерная компания, оснащающая здание различными системами, заказанными владельцами жилья.

- А какое Вы тогда имеете отношение к строительным СРО?

- Так вот получилось следующее: если раньше я со своей лицензией мог делать объекты связи, монтировать базовые станции, то сейчас я с этого рынка ушел.

- Почему?

- Я не могу уже делать металлоконструкции и ряд других видов работ, которые вошли в ведение СРО. Если я раньше приходил на эти объекты со своим пакетом и делал весь комплекс работ, то сейчас получается: чтобы делать «пожарку», мне нужно одно, монтаж – другое. Я должен задействовать кучу людей, которые, на самом деле, мне не нужны. У меня три человека делали все.
А теперь есть хитрый нюанс, на который не обращают внимания: для того, чтобы малая компания нормально существовала на рынке, она должна выполнять весь комплекс работ, чтобы заказчик мог иметь дело с ней одной. И для меня, конечно, выгодно выполнять весь комплекс работ на объекте: я могу монтировать не одну систему, а четыре, и займет это не неделю, а месяц.

- Понятно, что это выгоднее.

- Поэтому те компании, кто занимался компьютерами, стали заниматься монтажом, кто занимался электрикой, стали заниматься связью. Все стараются работать комплексно. А теперь все эти родственные специальности фактически разделили.
Мы боролись за то, чтобы в 624-м приказе Минрегиона остались звездочки, которые там были, и целый ряд работ можно было выполнять самостоятельно. Мы объясняли, что для инженерных компаний строительные СРО не нужны вообще.

- А почему СРО получили такие права? Ведь то, чем занимаетесь Вы, - не их епархия.

- В принципе – да. Если посмотреть на 2009 год, когда был сделан первый перечень работ, относящихся к ведению СРО, то Минрегион сделал все так, чтобы деятельность инженерных компаний в перечень не попадала. Однако затем каким-то образом удалось часть работ туда включить.
В советское время то, чем мы занимаемся, называлось «строительство средств связи». И всегда мы заходили в здание, когда оно было сдано, и оснащали его своими системами. С какого перепугу я теперь оказался в строителях?

- А что же теперь делать, по-вашему?

- Пока возможность работать есть. Есть звездочки в приказе №624, и мы можем работать. Но настрой сейчас такой, чтобы все звездочки убрать и все малые фирмы, работающие независимо, забрать в СРО.
Дело в том, что многие компании, получившие соответствующий допуск, уже поняли, что могут работать самостоятельно, используя эти самые звездочки в приказе. И это кое-кого раздражает.

- А создать для этих фирм собственную СРО?

- Смысла нет. Работы, выполняемые такой фирмой на одном объекте, делает бригада в два – три человека. Зачем им куда-то входить? Ведь СРО подключит к ним в итоге пять – шесть человек нагрузки, которые якобы должны этих двух – трех людей обеспечить работой.

- А почему так? Почему Вам навязывают лишних людей? Я понимаю, они навяжут Вам взносы, но людей-то зачем?

- Видите ли, есть документы, регламентирующие количество людей, необходимое для определенных видов работ. На каждый вид работ в штате должно быть определенное количество людей. Три человека, с высшим образованием, обученные и аттестованные. А у меня инженеры, которые выполняют несколько видов работ, мне такие штаты не нужны. А система СРО только плодит лишних людей.
Я вот смотрел американские сайты по нашей специфике: там стремятся к тому, чтобы был специалисты, выполняющие как раз большинство видов работ. А у нас все наоборот – все разделены. Что мы такие богатые, чтобы содержать тех, кто нам не нужен?

Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости