Стандарт для власти
Эксперты: Литвак Евгений Геннадьевич
"Российская газета - Экономика Северо-Запада"
Как показывает статистика и опросы предпринимателей, инвестиционный климат в России в целом неблагоприятен, но кардинально отличается от региона к региону. При этом регионы-аутсайдеры делают для создания имиджа в бизнес-среде то же, что и регионы-лидеры. Успех от неуспеха отличает не то, что делают местные власти, а как они это делают.
Чтобы лучшие практики развития бизнеса были достоянием не отдельных удачливых регионов, а общим правилом работы администраций всех краев и областей, Агентство стратегических инициатив (АСИ) в партнерстве с «Деловой Россией» подготовили «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», содержащий 15 разделов.
Его внедрение началось в 2012 году в 11 пилотных регионах, а с 2013 года — во всех остальных. Сегодня все 83 субъекта участвуют в этом процессе. Правда, идет он неравномерно: какие-то регионы полностью завершили работу (на начало марта 2014 года можно говорить о внедрении минимального Стандарта набора требований в 26 регионах), какие-то заметно отстают и, по всей видимости, покажут результаты только к концу года.
В СЗФО безусловными лидерами «стандартизации» стали Псковская (внедрено 10 положений документа) и Мурманская (9 положений) области, хуже всего дела обстоят в Архангельской области (0), в Калининградской области и Карелии (по 3).
Использование таких механизмов, как нормативные акты в поддержку и защиту бизнеса, инвестиционная стратегия, инвестиционная декларация региона как гаранта инвестору, единый регламент по сопровождению инвестпроекта по принципу «одного окна», и других инструментов, существенно упрощающих жизнь предпринимательству, позволит увеличить приток капитальных вложений и отразится на повышении места субъекта РФ в рейтинге инвестпривлекательности.
Но если правила прописать формально, отчитаться и забыть, вряд ли они «зацепят» инвестора. Изменений можно добиться лишь в том случае, если предприниматели и власть будут работать в тесном контакте на площадках соответствующих экспертных групп по внедрению стандарта, будут вовлечены в процесс не только внедрения, но и последующего мониторинга требований стандарта.
Поскольку уже накоплена достаточно обширная внедренческая практика, регионам-аутсайдерам целесообразно ориентироваться на успешный опыт. Тем самым они смогут избежать многих ошибок «первопроходцев», разработать и принять действительно качественные документы, запустить эффективные институты и инструменты работы с инвесторами.
В помощь региональным властям и экспертным группам АСИ при участии аналитиков НИСИПП готовят сборник лучших практик внедрения инвестстандарта. По каждому из 15 его положений отобраны по три образцово-показательные практики. В частности, Псковская область может служить примером по эффективно отработанным документам — инвестиционной стратегии и инвестиционной декларации региона, а также по отлаженному каналу прямой связи инвестора с областным руководстом. Достойна изучения инвестиционная стратегия, разработанная и в Вологодской области, — действующие механизмы подготовки и переподготовки кадров по специальностям, в которых нуждается бизнес.