Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Ализада Яхья Видади Оглы

Яхья Ализада, эксперт НИСИПП. Политика ЦБ не приносит пользы

- Скажем честно, эта беседа состоялась, поскольку наш эксперт заранее заявил о своём взгляде на политику ЦБ РФ и сказал, что готов привести аргументы, подтверждающие его.

Итак, Яхья, почему Вы считаете, что политика ЦБ ошибочна (вредительская, предательская и т.д.)?

- Для чего посылают солдата на войну? Очевидно для того, чтобы выполнить некие поставленные перед ним задачи. А какие задачи стоят перед любым солдатом? Очевидно, что этих задач две. Первая: выполнить боевое задание! Вторая: остаться живым и невредимым.

Каждый солдат понимает важность и первого и второго. В зависимости от внутреннего состояния солдат может быть нацелен на обе задачи, либо выбирать одну из названных задач в качестве основной.

В моём понимании Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – это солдат, посланный на войну рубля (который символизирует экономику России, то есть благополучие каждого гражданина страны) с долларом США (символизирует не только экономику США). Конечно, государство дало ЦБ предельно точное боевое задание, а именно защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75 Конституции России, ст. 3, 34.1 ФЗ «О ЦБ РФ»). Нужные инструменты у Банка России тоже имеются.

Что мы видим в реальности? Банк повышает ставку рефинансирования в самый неподходящий для экономики момент, буквально вталкивая страну в экономический кризис.

Очевидно же, что в ситуации с введенными санкциями, понижением цены на нефть (и не только) основная сложность прожить первые полгода (далее экономика, как правило, адаптируется). На этом отрезке времени нужно делать все возможное, чтобы падение было не столь сильно ощутимо для народа и предпринимательства. Более того, прекращаются активные валютные интервенции. Рубль фактически отпускается в свободное плавание, вот что будет то пусть и будет.

То есть ЦБ просто решила, что важнее себя спасти (Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов – ст.2 ФЗ «О ЦБ РФ») – это разве не предательство? А может Банк России не такой уж России? Может быть, ЦБ является резидентом иностранных органов (организаций)?

- Давайте все-таки отметим реакцию на повышение ставки людей, связанных с финансовым рынком. Они утверждают, что рынок был готов к резкому удорожанию рублевых ресурсов, накануне курсировали слухи о повышении ставки даже до 10% годовых (ставка выросла с 8 до 9,5%), поэтому решение регулятора показалось ему мягким и не вызвало нужной реакции. Так прокомментировала информагентствам ситуацию директор Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка Юлия Цепляева: «Наше исследование показало, что, когда рынок очень нервный, когда на нем панические настроения, а я боюсь, что это именно наш случай, на ставку он очень слабо реагирует. При этом эксперт Сбербанка считает, что ставка может начать играть в пользу рубля через какое-то время, когда спадет нервозность на рынках.

Так что по данному вопросу могут быть различные мнения.

Но, как я понимаю, Вы считаете деятельность ЦБ ошибочной и даже вредной. Или есть ещё какие-то обстоятельства, которые необходимо отметить?

- Прежде позволю себе тонко обратить Ваше внимание на то, что Сбербанком по большей части владеет Банк России. Причем в законе «О ЦБ РФ» (в ст.8) прямо указано, что доля Центрального банка в Сберегательном банке не может быть менее 50% + 1 голосующая акция при любых обстоятельствах.

Сегодня существуют разные взгляды на правовой статус Центрального банка. Кто-то считает, что Банк не является государственным органом, кто-то считает его именно государственным органом.

С моей точки зрения, Банк России не является органом государственной власти, но является юридическим лицом (ст. 1 ФЗ «О ЦБ РФ»), которому дана исполнительная власть.

1.​ В соответствии с Конституцией (п. б ст. 114) Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. В реальности же эта функция просто передана Центральному банку. В свою очередь главный банк страны выведен из системы органов государственной власти и осуществляет свои полномочия независимо от государственных органов (как федеральных, так и субъектов федерации) и органов местного самоуправления. Причем законодатель сам понимает странность такого положения и тут же в законе «О ЦБ РФ» (см. статьи 4, 18, 45.1 закона) постоянно уточняет, что ряд функций Банк должен осуществлять во взаимодействии с Правительством России.

2.​ Управление федеральной собственностью в соответствии с Конституцией также осуществляет Правительство. Однако и тут все весьма не просто. В соответствии с законом «О ЦБ РФ» (ст. 2) уставный капитал и все прочее имущество Банка России (включая золотовалютные резервы) признано федеральной собственностью, однако Правительство не может осуществлять управление этим имуществом.

3.​ Центральный Банк (п. 12 ст. 4 закона «О ЦБ РФ») организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. А ведь изначально, более высокий по юридической силе, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации», в статье 15, определяет валютное регулирование и валютный контроль в качестве полномочия Правительства России.

Рассматривая приведенные выше примеры (есть и другие), мы видим, что фактически у Правительства России (которое в соответствии с Конституцией (п.1 ст. 110) осуществляет исполнительную власть) отняты полномочия и переданы Центральному банку. То есть исполнительная власть разделена – что, конечно же, недопустимо в принципе.

Лично я всегда выступал против разделения уже разделенного. Напомним, что в соответствии с Конституцией (ст. 10) государственная власть разделена на три ветви законодательная, исполнительная и судебная.

Я также был и остаюсь против разделения судебной власти, и потому поддерживаю решение властей об объединении Верховного суда и Высшего арбитражного суда в единый судебный орган. Весьма сильно сожалею о том, что в этой реформе мы не слили в единый судебный орган также Конституционный суд.

- Оставим в стороне весьма сложный вопрос о необходимости слияния судов (тем более, упоминаня при этом Конституционный суд). Но есть же и другие примеры: как  быть с разделением Федерального собрания Российской Федерации на две палаты? Ведь это – единая законодательная власть.

- Разделение Федерального собрания на Государственную Думу и Совет Федерации никак не разделяет законодательную власть.

Во-первых, напомним, что Совет Федерации не принимает законов, а лишь одобряет принятые Государственной Думой законы.

Во-вторых, двухпалатная система законодательного органа весьма логична для федеративного государства. Таким образом, обеспечивается интересы и всех граждан Российской Федерации и всех регионов, входящих в состав России.

Если возвращаться к теме разделения исполнительной власти то, просто необходимо отметить, что это негативно сказывается на общей политической и экономической ситуации.

Посмотрите: фактически политика Правительства и политика Центрального банка направлены сегодня в разные стороны. Банк России помогает нашим западным коллегам достичь цели введенных санкций путем повышения ставки рефинансирования кредитных организации (в соответствии с законом «О ЦБ РФ» (п.4 ст. 35) отнесено к инструментам и методам денежно-кредитной политики). А ведь задача Банка всеми силами помочь экономике страны, насколько возможно, мягче пережить все санкции (да и не только).

Это преступление, однако, к сожалению, оно останется безнаказанным.

- Но может ли ЦБ отвечать за процессы, находящиеся вне его компетенции: падение цен на сырье, резкое ухудшение отношений с Западом и т.д.?

Нет. За эти процессы Центральный банк не может и не должен отвечать. Но ЦБ может и должен отвечать перед страной за плохое качество своей работы в сфере развитие и укрепления банковской системы. Я вот не совсем понимаю, почему Банк России позволяет возникать, успешно развиваться банкам (то есть привлекать средства огромного количества кредиторов), а потом резко отзывать лицензию, по самым разнообразным причинам? И вдруг выясняется, что у этого банка лицензию должны были отозвать еще лет 7-10 назад? Или выясняется, что кредитная организация грубо нарушала законы.

С моей точки зрения такого рода ситуации должны вызывать вопросы у следователей, прокуроров и судов, не только в отношении должностных лиц и владельцев кредитных организаций, но и должностных лиц Банка России (в том числе, если эти должностные лица уже там не работают). А ведь федеральному бюджету приходится помогать с выплатой страховых обязательств Агентства по страхованию вкладов. А какой ущерб понесли предприниматели от таких вот не профессиональных действий? И сколько банков на протяжении многих лет нарушали и продолжают нарушать сегодня законы? И почему у них не отзывают лицензии? Какие кредитные организации Центральный банк развалил по собственной инициативе? Специалисты утверждают, что такие случаи имеются.

- Хорошо. Давайте перейдем от критики к нашей печальной реальности. Что, по-Вашему, необходимо было сделать Центральному Банку уже, а что – сейчас и в дальнейшем.

Как юрист могу предложить подчинить Центральный банк Правительству Российской Федерации. Для этого, в законе «О ЦБ РФ» следует прямо написать о том, что Банк России является подведомственной организацией Министерства Финансов Российской Федерации.

Я также поддерживаю тех экономистов, которые предлагают отменить зависимость эмиссии рубля от валютного резерва (вернее от доллара) и одновременно с тем сделать рубль не конвертируемым в иные валюты. А внешнеторговый оборот вести в национальных валютах стран субъектов такого оборота. С моей точки зрения это верный путь к развитию экономики.

Чтобы Правительство Российской Федерации (Минфин) не злоупотребляло полномочиями, нужно запретить эмиссию денег без соответствующего запроса разрешения (в зависимости от суммы) у той или иной палаты парламента (это уже технические моменты). Вести более жесткий парламентский контроль и надзор за Правительством. Особый контроль и надзор, в таком случае должен будет вести также Президент. Кроме того, также возможно, возникновение дополнительного органа, на площадке которого и члены гражданского общества будут следить за нарушениями со стороны Правительства.

- Что ж, посмотрим, примут ли российские власти практические решения, исходя из той же логики, как Ваша, или пойдут по иному пути.

- Желаю им успехов!

 

Беседовал Владимир Володин

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости